Экономический анализ - это способ научного познания сути экономических процессов и явлений, в основе которого лежит их расчленение на составные элементы для исследования многообразия зависимостей и связей.
Содержание экономического анализа
Содержание экономического анализа проявляется в его подразделении на управленческий и финансовый.
Финансовый анализ – это анализ, который основан на информации официальной бухгалтерской отчетности, поэтому данный вид анализа по отношению к предприятию выступает внешним.
В рамках управленческого анализа проводится внутрихозяйственный производственный и финансовый анализ, в основе которого лежат данные внутреннего управленческого учета. При управленческом анализе более подробно затрагивается каждая сфера деятельности предприятия, включая данные оперативного и первичного учета. Вместе с этим его результаты относятся к коммерческой тайне и применяются только в целях внутрихозяйственного управления.
Наименьшая надежность и точность финансового анализа для оценки состояния имущества предприятия обусловлена тем, что ряд показателей бухгалтерской отчетности может быть искажен с целью сокрытия прибыли или механизмов ее получения.
Экономический анализ подразумевает ряд последовательных этапов:
- Определение субъекта и объекта, цели и задач анализа, установление организационной формы для распределения обязанностей между аналитиками.
- Составления плана проведения аналитической работы.
- Определение информационного и методического обеспечения административно-хозяйственной деятельности.
- Проведение аналитической обработки данных.
- Оформление полученных результатов анализа.
- Контроль внедрения в производство рекомендаций и предложений.
Вопросы бюджетирования в управленческом учете (сметном планировании) занимают особое место. Задачи бюджетирования, которые стоят в рамках управленческого учета, совпадают частично. Финансовый менеджмент ставит акценты на финансовом обеспечении деятельности, тогда управленческий учет в качестве приоритета выдвигает оптимизацию расходов и доходов по центрам ответственности и видам деятельности. Составление прогнозной отчетности, различных балансов и при налоговом планировании также предполагает использование организационно-методических положений, методик и процедур бюджетирования.
Экономический анализ в бюджетировании
Бюджет является финансовым документом, в котором отражены запланированные события и спрогнозированы будущие хозяйственные операции. Поэтому под бюджетированием (сметным планированием) организации принято понимать краткосрочное и долгосрочное планирование ресурсов, конкурентной ситуации, покупательского спроса, объема продаж и чистой прибыли.
Бюджеты могут составляться со следующими целями:
- разработать концепцию ведения бизнеса;
- запланировать финансово-хозяйственную деятельность предприятия на определенные периоды;
- оптимизировать затраты и прибыль предприятия;
- скоординировать деятельности разных подразделений компании;
- контролировать и оценивать эффективность управленческой работы руководителей;
- выявить потребности в денежных ресурсах и оптимизировать финансовые потоки.
Для некоммерческих и коммерческих организаций рекомендовано составление бюджетов на трехлетний период с помесячной разбивкой. Бюджетирование может осуществляться согласно двум подходам: планирование с нуля и от достигнутого (на основе трендового анализа).
Методы экономического анализа на практике применяются при составлении следующих видов бюджетов:
- Бюджет продаж в стоимостном и натуральном выражении по всем товарам. Для составления данного бюджета необходимо проанализировать спрос и оценить макроэкономические факторы (средняя заработная плата, темпы отраслевого прироста производства), степень конкуренции, сезонные колебания, масштабы рекламной компании. Расчет бюджета продаж производится с помощью метода экстраполяции, скользящих средних, корреляционно-регрессионного анализа, метода экспертных оценок.
- Бюджет расходов: прямые материальные затраты, расходы на оплату труда в разрезе подразделений, накладные расходы, и бюджет себестоимости в целом. Для бюджета себестоимости производится перенос итоговых данных, полученных в предыдущем бюджете (смете).
- Бюджеты денежных средств, капитальных вложений, прибыли и убытков, активов и пассивов (в рамках прогнозного бухгалтерского баланса)
Методы комплексного экономического анализа
Методы экономического анализа – это комплексное системное изучение, измерение, выявление и обобщение воздействия различных факторов на результат деятельности фирмы через обработку системы специальных показателей.
Метод сравнение целесообразно использовать для сопоставления фактически полученных данных в текущем периоде с данными за предыдущие периоды. Это позволяет выявлять направление, темпы и динамику развития, установить прошедшие изменения, а также оценить их устойчивость.
Сравнив фактические данные с показателями остальных предприятий, можно оценить место нашего предприятия для оценки направлений его будущего развития.
С помощью корреляционно-регрессионного анализа можно определить изменение результативных показателей под влиянием каких-либо факторов, а также установить зависимость результативного показателя в относительном выражении от отдельных факторов.
К экономическим методам можно отнести и SWOT-анализ, который раскрывает сущность экономического анализа через достоинства и недостатки внутренней среды предприятия, а также возможности и угрозы внешней среды.
Комплексный анализ финансово-хозяйственной деятельности подразумевает оценку показателей прибыльности и эффективности хозяйствования, коэффициента прироста и рентабельности собственного капитала, коэффициента экономического роста, а также показателей рентабельность чистых активов и продаж, размера выручки, прибыли, валового дохода.