Основы межбюджетных отношений
Межбюджетные отношения — это финансовые отношения между федеральными органами и структурами управления субъектов Федерации и органов местного самоуправления, которые призваны регулировать бюджетные процессы.
Возникновение этих отношений вызвано разницей уровня состояния экономики на разных территориях. На некоторых территориях присутствуют природные ресурсы, ценность других состоит в их стратегическом положении, что определяет значение территории для государства. Все природные богатства принадлежат всему населению, поэтому задача государства соблюсти интересы страны путём перераспределения стоимость ренты за использование ресурсов.
Экономика в регионах развивается неравномерно, одни из них развиваются быстрыми темпами, другие отстают. Экономический кризис конца прошлого столетия охарактеризовался падением производства до 50%, спад экономического развития был неравномерным и отразился на разных регионах по-разному.
Государство может оказывать регионам финансовую поддержку, которая оформлена юридически путём и заключается в подписании субъектами соглашения об исполнении бюджета. Финансирование регионов осуществляется из федерального бюджета и передаётся в регионы через федеральное казначейство.
При этом на субъекты Федерации это налагает определённые обязательства, имеющие следующие ограничения:
- Сумма бюджетного кредита не должна превышать 3% от расходной части бюджета.
- Государственные гарантии составляют не более 5% расходной части бюджета.
Сумму финансовой помощи субъекту определяют в соответствии с существующими нормативами финансовых затрат на предоставление финансовых услуг. Они разработаны на основе государственных социальных стандартов, регламентирующих объём услуг, гарантированных государством.
Бюджеты объектов Федерации могут получать субвенции целевого характера, а именно:
- На расходы, которые передаются из бюджетов других уровней бюджетной системы.
- На выполнение федеральных целевых программ.
- На капитальные расходы.
У субъектов Федерации есть возможность получать бюджетные ссуды для финансирования кассовых разрывов, которые возникают в результате сезонного характера поступления доходов. Ссуда может быть возмещаемой и не возмещаемой и выдаваться на срок до полугода.
У Министерства финансов и Счётной палаты есть право провести ревизионную проверку состояния бюджета субъекта, получившего помощь из федерального бюджета. Если сумма оказываемой помощи превышает половину расходов консолидированного бюджета, то аудит бюджета проводится в обязательном порядке.
Бюджеты муниципалитетов получают помощь от бюджетов субъектов Федерации. Финансовые поступления в муниципальные структуры имеют следующие формы:
- Ассигнования, обеспечивающие выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности.
- Субвенции целевого назначения.
- Бюджетные ссуды, покрывающие образовавшиеся временные кассовые разрывы при выполнении статей местного бюджета.
Исполнение бюджетов местных органов проверяют ревизионные органы субъектов Федерации.
Местные органы могут получать финансовую помощь, как от субъектов, так и из федерального бюджета, что предусмотрено Законом о федеральном бюджете, для предотвращения срыва выполнения федеральных программ или законов. Расходы выделяемых в таком случае средств также проверяются федеральными ревизионными органами.
Межбюджетные трансферы
Для повышения результативности выполнения насущных задач территориальных бюджетов существует система межбюджетных трансферов. Суть её заключается в передаче средств одного бюджета другому в бюджетной системе РФ. Перечисление средств осуществляется Федеральным фондом финансовой поддержки субъектов РФ, Фондом регионального развития, Фондом реформирования региональных и муниципальных финансов и Фондом компенсаций.
Существуют следующие группы межбюджетных трансферов:
- Группа нецелевых дотаций для выравнивания бюджетной обеспеченности.
- Группа целевых трансферов.
- Группа компенсационных выплат.
В бюджетном кодексе РФ прописан ряд форм межбюджетных трансферов, а именно Финансирование бюджетных расходов с помощью:
- бюджетных кредитов;
- дотаций (безвозмездных и возмездных);
- субвенций.
Кредитные средства предоставляются юридическим лицам и имеют возмездную и возвратную основу.
Дотации выделяются Федеральным фондом финансовой поддержки субъектов РФ, в случае соблюдения субъектами РФ и органами местного самоуправления законов РФ о налогах и сборах.
Субвенции - это перенаправление бюджетных средств между бюджетами элементов бюджетной системы РФ.
Рисунок 1. Консолидированный бюджет РФ. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Бюджетные трансферы и их целевое назначение определяются исходя из расходов федерального бюджета в соответствии с действующим бюджетным и налоговым законодательством.
Федеральный бюджет выделяет межбюджетные трансферы бюджетам, входящим в состав бюджетной системы РФ субъектам РФ в форме:
- Дотации для выравнивания бюджетной обеспеченности и субсидии.
- Субвенции для бюджетов.
- Иные межбюджетные трансферы.
Так же межбюджетные трансферы могут направляться в бюджеты государственных внебюджетных фондов.
Межбюджетное регулирование напрямую связано с разнообразием видов и типов трансфертов. Трансферты, в отношениях между руководством штатов, муниципалитетов и центральным (федеральным) правительством, выполняют с целью:
- Обеспечить на всей территории равномерное обеспечение бюджета и равноправный доступ ко всем гарантированным видам государственных услуг.
- Компенсировать затраты на мероприятия общенационального значения с учётом возможностей местных бюджетов.
- Поощрить регионы, которые предоставляют более высокий уровень социальных благ, чем гарантированный государственный стандарт, для увеличения плотности населения и его социального обеспечения.
- Стимулировать проведение реформ нижестоящими органами на всей территории, охватывающих социальную, экономическую и политическую сферы.
- Минимизировать общественную напряжённость в регионах, поощрить рост экономического развития.