Понятие доходов федерального бюджета
Федеральный бюджет Российской Федерации — это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения реализации государственных задач и функций.
Доходы федерального бюджета могут быть рассмотрены как правовая и как экономическая категория.
При рассмотрении правового аспекта доходов федерального бюджета следует опираться на правовой смысл бюджета, который понимается как финансовый план, имеющий конкретное правовое выражение (утверждение в форме нормативно-правового акта). Таким образом, понятие «доходы бюджета» отождествляется с «доходной базой финансового плана».
В этой связи следует отметить, что доходная часть бюджета, являющаяся частью финансового плана, отражает только предполагаемое, запланированное поступление доходов, в то время как доходы бюджета должны отражать реальные поступления. Можно сформулировать следующий вариант определения доходов бюджета.
Доходы федерального бюджета – это осуществляемые на условиях необратимости перечисления денежных средств в бюджет, которые начинаются с момента уплаты соответствующих средств и заканчиваются их зачислением на счет бюджета.
Можно определить доходы бюджета как часть национального дохода, обращаемую в процессе его распределения и перераспределения в собственность и распоряжение государства с целью создания финансовой основы, необходимой для финансирования деятельности государства.
С точки зрения экономического содержания, доходы бюджета являются экономическими отношениями между государством (в лице органов власти и управления) с одной стороны и юридическими и физическими лицами с другой стороны по поводу перераспределения части ВВП (валового внутреннего продукта) в пользу государства для реализации им своих функций.
Предмет указанных отношений – трансакция, в которой государство выступает пассивным субъектом, получателем денежных средств. Представителем государства является осуществляющий функции кассового обслуживания исполнения бюджета орган, для федерального бюджета таковым является Федеральной казначейство. Его функция состоит в зачислении денежного поступления на счет соответствующего бюджета. Однако поскольку не все плательщики соблюдают правовые нормы, государство формирует контрольные органы (например, контролем налоговых доходов занимается Федеральная налоговая служба).
Материально-вещественным воплощением доходов федерального бюджета выступают денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в распоряжение органов государственной власти в соответствии с действующим законодательством. До 2008 года такое определение присутствовало в Бюджетном кодексе, однако в действующей редакции определение было изменено: в соответствии со ст.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 N145 ФЗ, «доходы бюджета - поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с настоящим Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета». Хотя характеристика доходов через денежные средства (их объект) сохранена, подчеркивание индивидуально безэквивалентного характера отношений между участниками перечисления («безвозмездно и безвозвратно») было сочтено излишним.
Следует отметить, что принцип безвозвратности не относится к случаям ошибочной или излишней уплаты средств – в таких случаях ошибочно или чрезмерно уплаченные средства должны возвращаться плательщику; он подразумевает, что установление доходов бюджета не предусматривает необходимость их возвращения. Однако даже в такой трактовке этот принцип вызывает определенные возражения со стороны исследователей. Так, безвозвратность налогов, составляющих большую часть бюджетных доходов, несколько условна, поскольку налоги «возвращаются» к плательщику в форме различных общественных услуг, что является проявлением публичной возмездности. Аналогично происходит и с некоторыми неналоговыми платежами обязательного характера (например, государственной пошлиной).
Оценка доходов федерального бюджета
При исследовании доходов как системы, входящей в бюджетные отношения, можно предположить, что доходы федерального бюджета – это один из наиболее устойчивых компонентов российской бюджетной системы. Это обусловлено двумя факторами:
- виды доходов не изменяются,
- поступление доходов происходит на регулярной основе.
Показатели доходов при этом могут изменяться.
Рассматривая методологический аспект, необходимо отметить, что доходы делятся на две большие категории:
- нефтегазовые,
- не нефтегазовые.
В Бюджетном кодексе приведено определение нефтегазовых доходов. Четкой формулировки для не нефтегазовых доходов не предусмотрено – к ним относят все доходы, не включенные в первую категорию. Эта классификация используется Министерством финансов и Счетной палатой. Однако на портале Открытого бюджета она не раскрывается, что нарушает принцип гласности.
Прогнозирование будущих доходов федерального бюджета сопряжено с определенными сложностями. Методики проведения прогнозных расчетов базируются на общими требованиями, которые установлены Правительством, но четкое регламентирование этого процесса отсутствует. Администраторы доходов самостоятельно разрабатывают методики на основе общих указаний. Эти указания предусматривают ряд ограничений, связанных с использованием отличающихся методов расчета для разных источников доходов. При определении порядка расчета прогнозов поступлений упускаются из внимания возможные дополнительные поступления (например, от взыскания задолженностей). По одним и тем же видам доходов разные администраторы осуществляют прогнозирование по-разному. Прогнозирование проводится не по всей совокупности кодов классификации, не всегда четко определяется совокупность используемых при построении прогноза показателей.
Таким образом, можно сделать вывод, что в России оценка доходов федерального бюджета производится без должной научной и методологической базы.