Деятельность ЦБ РФ
Центральный банк — это банковская структура, которая возглавляет кредитную систему государства, имеет абсолютное монопольное право выпуска денежных знаков национальной валюты и реализует различные мероприятия в рамках осуществления кредитно-денежной политики в интересах экономики государства, а также общества в целом.
На современном этапе развития подотчетность Центрального Банка РФ Госдуме РФ подразумевает, что назначение на должность и освобождение от должности Председателя ЦБ РФ реализует Государственной Думой, учитывая при этом представление Президента РФ.
Деятельность Банка России регламентируется такими законодательными актами как действующая редакция Конституции РФ, Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» , а также прочими правовыми и нормативными актами.
Конституционные основы банковского дела:
- условно программируют деятельность банковских структур, распространяя на них правовой режим предпринимательства и устанавливая свободу движения финансовых ресурсов и финансовых механизмов;
- устанавливают минимальный объем гарантий прав и интересов всех субъектов финансовых отношений в сфере банковской деятельности, не ограниченный какими-либо правовыми нормами;
- формируют некоторую основу для осуществления единообразного правового регулирования в банковской сфере, устанавливая, что нормативная база единого рынка, финансовое, валютное, кредитное регулирование и выпуск денежных знаков национальной валюты относятся к компетенции государства.
Центральный Банк России как мегарегулятор финансового рынка
Мегарегулятор - это орган, основной целью деятельности которого является регулирование отношений в определенной области деятельности, например, финансовой. Таким образом, под финансовым мегарегулятором понимают учреждение, на которое возложены функции осуществления контроля и регулирования действующей денежно- кредитной системы государства.
На сегодняшний день в условиях различных моделей регулирования финансовых рынков сложились разные модели надзора и регулирования денежно-кредитной системы, при этом каждая из этих моделей имеет свои преимущества и недостатки. Стоит отметить, что непосредственный мировой опыт регулирования не дает достаточных доказательств того, что мегарегулятор играет роль наиболее эффективной или оптимальной формы контроля за функционированием различных финансовых институтов. Однако, все же в рамках одного из заседаний Правительства РФ было принято решение о формировании мегарегулятора на базе Банка России, реализация которого требует осуществления некоторых реформ. Подобная реформа имеет как достоинства, так и недостатки, исследование и анализ которых является важнейшей составляющей на этапе становления такого органа контроля и регулирования.
Среди основных достоинств организации мегарегулятора на основе ЦБ РФ можно выделить следующие:
- полное исключение дублирования некоторых функций, которые до момента реализации реформы осуществляли несколько органов власти одновременно;
- на современном этапе развития наметилась тенденция размытия границ между банковскими структурами и финансовыми учреждениями профессиональных участников. В рамках осуществления реформы будут формироваться так называемые финансовые конгломераты, что в значительной степени упростит процесс регулирования деятельности в финансовой сфере;
- единый и независимый орган регулирования дает возможность сформировать последовательную и упрощенную законодательно-правовую базу.
- после окончания реформы мегарегулятор сможет выступить в роли органа, который способен объединить все сведения о финансовых учреждениях и мероприятия, что в значительной мере будет способствовать более эффективному выявлению потенциальных рисков в финансовой сфере;
- мегарегулятор будет сочетать в себе как правоустанавливающую, так и правоприменяющую функции, что будет способствовать упрощению процесса разработки и внедрения новых норм, что позволит их сделать более гибкими и будут отвечать интересам рынка.
- создание единого органа на базе ЦБ РФ позволит упросить и более эффективно обобщать потоки сведений и обеспечить их конфиденциальность, т.к. подобный поток будет реализован непосредственно внутри одной хозяйствующей единицы или экономического субъекта, что в значительной степени снижает потенциальную опасность утечки сведений и их незаконное использование;
- в условиях самофинансирования при организации мегарегулятора на базе Банка России можно отметить наличие большого количества финансовых ресурсов при меньшем количестве задействованных работников, что в значительной степени снизит нагрузку на бюджет.
- организация мегарегулятора на базе Банка России подразумевает, что такое учреждение будет обладать высоким уровнем независимости от органов власти и непосредственно объектов регулирования.
- деятельность единого органа - мегарегулятора будет легче анализировать.
Среди наиболее важных недостатков организации мегарегулятора можно назвать следующие:
- организация финансовых конгломератов, что в значительной степени позволяет снизить уровень конкуренции и вывести с рынка небольших участников;
- излишняя унификация регулирования банковских структур и различных финансовых учреждения разных видов. Регулирование банковского сектора и РЦБ имеет отличительные особенности, в связи с чем требует различных подходов регулирования;
- усиление конфликта интересов в Банке России, который непосредственно связан с одновременной реализации регулирования и надзора за банковскими структурами и финансовыми учреждения и участием ЦБ РФ в их капитале;
- возможно недостаточное внимание развитию небанковских секторов финансового рынка.
Так же важно, чтобы мегарегулятором уделялось равное внимание всем аспектам его деятельности - и осуществлению надзора за деятельностью банковских структур, осуществление принятой денежной кредитной политики, регулирование функционирования рынка ценных бумаг.