Понятие оперативного бюджета
Оперативный бюджет может трактоваться по-разному. Но сущность этого понятия все же сводится к единому виду. Содержание оперативного бюджета позволяет видеть данные о плановых объемах продаж, ценах, ожидаемых результатах деятельности в разрезе видов производимой продукции.
Роль оперативного бюджета переоценить сложно – нередко возникает необходимость создания отдельного структурного подразделения, которое на постоянной основе занималось бы анализом рынка, конкурентов, товарного предложения на рынке и т.д. Обычно такие функции выполняет отдел маркетинга. От качественного уровня составления оперативного бюджета зависит в конечном итоге эффективность самого процесса бюджетирования и успешность работы компании в целом.
Оперативный бюджет – составной элемент генерального бюджета предприятия. Оперативный бюджет показывает план операций на конкретный временной период для какого-либо сегмента или отдельной функции компании.
При процедуре формирования оперативного бюджета планируемые показатели продаж преобразуются к количественную оценку доходов и расходов для всех структурных подразделений предприятия. В оперативный бюджет входят отчеты о прибылях и убытках, которые формируются исходя из бюджетов продаж, производственных бюджетов, бюджетов ТМЦ и т.д.
Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что оперативный бюджет является элементом генерального бюджета компании. Он показывает план действий на определенный временной период для подразделения предприятия, кроме того оперативный бюджет несет в себе информацию о планах продаж продукции.
Классификация и методы оперативного планирования бюджета
Выбор метода планирования зависит от специфики производства. Выделяют 4 метода оперативного планирования:
«Объемный» метод составления оперативного бюджета дает возможность поделить план на год на отдельные составляющие долгосрочного характера. В итоге составления оперативного плана формируются месячные, недельные и даже почасовые планы. Чем детальнее распределение объемов производства, тем проще производить контроль за эффективностью работы предприятия. При применении объемного метода планирования происходит не только уточнение планов, но и оптимизация производственных фондов.
При календарном методе определяются конкретные даты начала и конца производства определенного вида продукции. Через календарный метод есть возможность рассчитать важный показатель – длительность производственного цикла, который лежит в основе ежемесячных цеховых программ.
Применение смешанного метода дает возможность одновременного прогнозирования длительности производственного цикла и объемов производства на конкретный временной период.
Динамический метод предполагает сочетание и взаимодействие таких показателей как срок, объем, динамика производства. Предполагается, что именно использование этого метода позволяет максимально точно и полно учесть производственный потенциал предприятия. Основной источник информации для применения динамического метода – планы-графики выполнения производственных заказов.
Что касается классификации оперативного планирования, то принято делить его на следующие виды:
При календарном планировании происходит распределение планов на год среди подразделений предприятия, а также донесение плановых показателей до конкретных исполнителей. Календарное планирование использует такие показатели как трудоемкость работ и срок поставок продукции. Текущее планирование предполагает оперативный контроль и своевременный контроль за расходованием материалов и итоговым выпуском товаров.
Оперативное планирование также может быть межцеховым и внутрицеховым. В первом случае происходит регулирование работ, выполняемых всеми цехами в совокупности с координацией деятельности вспомогательных подразделений. Внутрицеховое планирование предполагает формирование графиков работ потоковых линий и отдельных участков производства.