Понятие бюджетирования, его роль для предприятия
Деятельность любой организации в той или иной мере основывается на бюджетировании. Особое значение при этом имеет то, на чем основан, кем и каким образом организован и контролируется процесс бюджетирования.
Бюджетирование – совокупность мероприятий, направленных на согласованную деятельность по управлению предприятием и планирование его развития через бюджет и соответствующую систему ключевых показателей, позволяющих оценивать эффективность и результативность деятельности отдельных подразделений и служб.
В свою очередь, бюджет представляет собой конкретизированный план деятельности компании, целью которого является достижение определенного финансового положения и роста результативности деятельности. Бюджетирование на предприятии имеет огромное значение. Рассмотрим функции бюджетирования несколько подробнее.
Функции бюджетирования
- В процессе бюджетирования происходит планирование текущей деятельности предприятия в первую очередь. Как инструмент планирования бюджет позволяет определять возможные направления использования ресурсов, имеющихся на данный момент у предприятия.
- Бюджет также выступает и в роли инструмента оценки результативности компании. Контроль происходит путем сравнения фактически полученных результатов с теми, что были запланированы в бюджете изначально. Своевременный мониторинг и контроль исполнения бюджетов дает возможность вовремя принимать меры при значительных изменениях экономической ситуации.
- Важную роль бюджетирование выполняет и при формировании коммуникационной среды предприятия. Каждый сотрудник при этом знает и понимает, что от него требуется, и что от него ожидает руководство. Коммуникационное значение бюджетирования особенно значимо в условиях системы, работающей на основе взаимодействия совокупности восходящих и нисходящих информационных потоков.
- Процесс бюджетирования позволяет укрепить координационные связи внутри компании между ее структурными подразделениями, что особенно важно для предприятий, где все решения принимаются руководством самостоятельно.
Процесс бюджетирования: организация и этапы
Процесс бюджетирования включает в себя ряд последовательных этапов, планомерное выполнение которых позволяет достигать максимального управленческого эффекта.
Изначально на предприятии должна быть сформирована четкая финансовая структура. Это важно, поскольку только при таком условии есть возможность корректно делегировать полномочия по составлению отдельно взятых (частных) бюджетов и назначать ответственных за их исполнение.
На этапе планирования разрабатываются и утверждаются уже конкретные целевые ориентиры как в количественном, так и в качественном выражении, и пути их достижения при минимизации издержек и максимально возможном финансовом результате.
В процессе исполнения принятого бюджета происходит реальная деятельность предприятия с постоянным учетом всех операций и результатами от их ведения. Исполнение происходит в разрезе конкретных (частных) бюджетов отдельных производственных и административных подразделений.
Этап контроля исполнения бюджетов по сути происходит параллельно с осуществлением всех предыдущих и последующих этапов. В ходе контроля идет анализ итогов деятельности предприятия и учет причин возникающих отклонений от плана. По итогам этапа контроля возможны изменения непосредственно в ходе исполнения бюджетов, но и бизнес-идеи развития в целом.
На заключительном этапе бюджетирования происходит комплексный анализ эффективности и результативности деятельности предприятия. Происходит выявление отклонений и их значимости для дальнейшего развития компании. На основе сделанных выводов вносятся изменения в стратегические планы предприятия, а также проводится комплекс управленческих мероприятий по дальнейшему повышению эффективности деятельности.