Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Знание, смысл, идея. Мир идей как мир состояний сознания

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / Философия / Знание, смысл, идея. Мир идей как мир состояний сознания
Знание, смысл, идея. Мир идей как мир состояний сознания

Сущность понятий «идея», «значение», «знание»

Определение 1

Идея в широком смысле – это мысленный образ какого-то предмета, явления или принципа, который выделяет его основные существенные черты.

В философии Древней Греции идеей называлась умопостигаемая и неизменная структура, которая лежит в основе вещи. Само слово «идея» в философию ввел Демокрит, который под идеями понимал атомы – то есть неделимые умопостигаемые формы. Атомы не изменяются, но они составляют изменчивые вещи.

Платон и неоплатонисты под идеями, или эйдосом понимали идеальную вечную сущность вещи в противоположность чувственному и изменчивому в вещах. Идеи бестелесные и находятся за гранью конкретных вещей и явлений. Из идей состоит особый идеальный мир, который и является подлинной реальностью, трансцендентным миром истинного бытия. Идея – это сущность не отдельной вещи, а какого-то типа вещей.

Готовые работы на аналогичную тему

Определение 2

Знание – это форма существования и систематизации результатов человеческой деятельности, а также решения различных проблем, возникающих в процессе ее осуществления.

В широком смысле под знанием понимают субъективный образ реальности в формате понятий и представлений.

В узком смысле под знанием понимают процесс обладания проверенной информацией, то есть ответами на ряд вопросов, которые дают возможность решить поставленную задачу.

Знание предмета – это уверенное понимание предмета, умение с ним обращаться и разбираться, а также использовать, чтобы достичь поставленных целей.

Познание и истина

Познание не ограничивается научной сферой, знание в той или иной области существует за гранью науки. Каждая форма общественного сознания: наука, философия, мифология, политика, религия и пр. имеет соответствующую ей форму знания. Также принято различать формы знания с понятной, символической или художественно-образцовой основой.

Определение 3

Смысл – это сущность феномена в более широком контексте реальности. Смыслом феномена оправдано существование феномена, в связи с тем, что определяет его место в определенной целостности, вводит отношения между частью и целым, делая его необходимой частью рассматриваемой целостности.

Также под смыслом могут понимать мнимое или реальное предназначение каких-то вещей, слов, понятий или действий, которое заложено конкретной личной или обществом. Противоположность смысла – бессмысленность, то есть отсутствие конкретного предназначения. Смыслом могут называть, например, целеполагание, а также результат какого-то действия.

Наукой о знании и познании выделено несколько форм чувственного познания.

  • Первая форма – ощущения, то есть отражение отдельных свойств, отдельных признаков предмета или процесса.
  • Вторая форма – восприятие, посредством которого можно получить целостное отражение предметов во всех их многообразных свойствах.
  • Третья форма – представление – наиболее сложная, так как в нем отсутствует конкретный предмет, который отражается. Представление «оживляет» образ предмета в памяти.

Рациональное (логическое) познание использует следующие формы:

  • понятие;
  • суждение;
  • умозаключение.

Понятие – это мысль, в которой зафиксированы общие, значимые признаки вещей, например, такие понятия, как «человек» и «самолет» не ограничены образом одного конкретного человека или маркой определенного самолета.

Суждение – более сложная форма рационального познания – это мысль, которая утверждает или отрицает что-то об объектах познания. В суждении отражаются связи, которые существуют между предметами и явлениями действительности, либо между их свойствами и признаками.

Умозаключения – это рассуждения, в процессе которых логически выводится и обосновывается новое суждение, на основании суждений и понятий.

Истина – это соответствие полученного знания действительности, такое отражение объекта познающим субъектом, когда познавательный объект воспроизводится так, как реально существует вне сознания.

Так как человек не способен познать истину в полном объеме, так как его знания ограничиваются конкретным рассматриваемым моментом, такая истина называется относительной.

Определение 4

Относительная истина – это ограниченное верное знание о чем-либо. Постепенно относительная истина может превратиться в частный случай общего правила или вообще может оказаться заблуждением.

Относительные истины могут сложиться в абсолютную истину.

Определение 5

Абсолютная истина – это полное, исчерпывающее знание о сложном объекте. Содержание истины постоянно расширяется, уточняется, то есть процесс познания – бесконечен.

Одним из критериев истины является признание истинным того, что является полезным для человека.

Этой точкой зрения характеризуются свойства, которые хотелось бы видеть в истинном знании. При этом критикуя изложенную точку зрения, следует отметить, что не любая логически выстроенная теория может быть истинной, или, наоборот, знание, которое не несет непосредственную пользу, на самом деле может оказаться истинным.

Еще один критерий истинности – практика. Например, атомная электростанция создана на основе некоторой физической теории, и она дает электроэнергию, значит, эта теория является истинной. Но такая точка зрения была подвержена критике: практикой не охватывается весь реальный мир, а также практическое подтверждение рассматриваемой теории может произойти не сразу, а спустя много лет, но это не значит, что рассматриваемая теория не является истинной. Поэтому в философии выдвинута идея взаимодополняемости: ведущим критерием истины является практика, состоящая из материального производства, накопленного опыта, эксперимента, дополнена требованием логической согласованности и, часто, практической полезностью тех или иных знаний.

Утверждения, которые не соответствуют действительности – либо заблуждения, либо ложь. Заблуждением называют содержание знания, которое не соответствует реальности, но по ошибке принимается за истину, а ложь – это целенаправленное искажение истинного положения дел, для введения кого-либо в заблуждение.