Философия – это способ обоснования процесса установления мира.
Общие сведения о философии
Ответ на вопрос о том, что же такое философия заключается в том, чтобы постичь бытие сущего.
Философия имеет притязание, а именно дает возможность обрести смысл жизни поверх всех мировых целей, осуществить его в актуальном настоящем и служить посредством настоящего будущему одновременно.
Также философия есть способность и насущность человека стать полностью ответственным за собственное бытие и мышление перед самим собой и всеми людьми в целом. В этом смысле философия находится вне времени, она личностна и не имеет прогресса. Каждая форма философии становится суверенизацией личностной актуализации бесконечно возможного мышления и бытия.
Любая трактовка философии в контексте определения системы философствования становится разновидностью догматизма. Философия неопределима и незамкнута. По факту она является совокупностью всех определений. Каждое локальное определение не исчерпывает смысла философии, не может быть единственным. В большей степени значимость философии определяется научными подходами к ее трактовке.
Стили и способы философствования
Философия формируется, прежде всего, как выбранный самим философом смысл и образ собственной жизни. При этом возникает определенный стиль философствования. Философия определяет жизненный выбор философа и позволяет развивать все вытекающие из него следствия. Философия есть оптимальное средство, которое позволяет философу воздействовать на других и самого себя. При выборе собственного стиля философствования, ученый упражняется в общем философском образе жизни. В любом случае философия содержит в себе три концепта:
- творческое познание;
- стиль жизни личности;
- дело бытия индивида.
Философствование бывает следующих типов:
- классический;
- неклассический;
- постклассический.
Классический тип философствования предполагает наличие системы образцов, определяющих соизмерение и понимание основных аспектов и сфер бытия.
Неклассическое философствование — это не направление, это тип мышления и действия, сопряжённый с реакцией на классические образцы, с кризисом классики и её преодолением.
Каждый тип философствования открывает истинную природу человека своей эпохи и мира. На структуру философствования сильно влияет этническая и географическая принадлежность личности философа.
Философ при выстраивании типа философствования соответствует собственному времени. Повышение роли самосознания античного человека подрывает веру в авторитет традиции классического восприятия мира.
Первичными условиями любого философствования можно назвать внутреннюю свободу или освобождение от страха перед авторитетом, мнением большинства, а также независимость философа. При этом истинная независимость не является переходом к произвольному, превращением человека в Бога, выходом за рамки человеческого существования. Быть независимым в мире означает относиться к нему специальным образом: быть в мире и отсутствовать в нем, существовать в мире и вне его пределов.
К. Ясперс, известный немецкий философ, тремя главными фундаментальными истоками философствования считал удивление, сомнение и вопрошание, исходящее от человека. Ясперс говорил о том, что в основе философствования лежит система удивления. Он ориентировался на взгляды Сократа и Платона, которые утверждали, что из удивления и вырос сам процесс философствования, как механизм достижения высшего блага, которое даруется богатым смертным людям.
Аристотель, в свою очередь, видел в удивлении силу, которая может подтолкнуть людей к философствованию. Изначально они удивлялись, когда сталкивались со странными вещами, но потом постепенно стремились идти дальше, задавая вопросы о превращениях луны и звезд.
Удивление есть путь к познанию. Именно в процессе удивления человек осознает собственное незнание. Благодаря удивлению человек достигает философских истоков и понимает откуда исходит философствование. Вся философия начинается с удивления. Удивление есть способ начать и продолжить познание и открыть механизмы собственного бытия.
Сомнение как осознание условности и негарантированности добытого знания признавалось многими философами. При выстраивании философствования, человек прибегает к сомнению и радикально воплощает их в жизнь. Для философа сомнение становится тем настроем, внутри которого вибрирует настроенность на Бытие сущего. Настрой сомнения становится путем к положительному согласию с достоверностью. При этом достоверность становится мерозадающей формой истины.
Значимость для философствования «местоположенности» философа
Многие выдающиеся философы находили и находят смысл в философии в вопрошании, но не в ответах. И. Кант при этом вопрошал о том, что он может знать, что делать.
Вопрошание есть первичная данность человеческого сознания, а именно то, с чего оно может удостоверить свое присутствие в Бытии. Вопрошание есть беспредпосылочный характер мышления. В философии есть реальная проблема, которая состоит в том, чтобы осмыслить бытие. Вопрос является первым осторожным шагом разума в стремлениях для выхода к новым горизонтам.
Все вопросы философии более существенны, чем ответы. При этом каждый ответ превращается в новый вопрос. Вопрошание всегда носит личностный характер.
Для философствования колоссальное значение имеет «местоположенность» философа. Образ философа был сформирован благодаря платонизму. Философ представляется путником, который оставил «пещеру» и взошел ввысь. При высоком подъеме достигается полное очищение.