Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Динамика науки, как процесс порождения нового знания

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Все предметы / Философия / Философия науки / Динамика науки, как процесс порождения нового знания

Что есть динамика науки

Наука обладает своей динамикой, импульсом развития. По сути, разговор о динамике науки предполагает рассмотрение проблематики ее исторического развития.

Определение 1

Динамика науки – это сложный процесс, касающийся роста и приращения объема знания.

Изучение динамики науки предполагает поиск причин наличия развития. Среди исследователей сложилось два противоположных мнения по этому поводу:

  1. Интернализм, утверждающий самостоятельность динамики науки от социокультурных факторов; наука сама для себя движущая сила (К. Поппер, И. Лакатос).
  2. Экстернализм, стоящий на позициях, что движущей силой развития науки являются социальные запросы и уровень культурного развития общества (Т. Кун, П. Фейерабенд, М. Полани).

Помощь со студенческой работой на тему
Динамика науки, как процесс порождения нового знания

В рамках философии науки сложился ряд концепций динамики науки, начиная от кумулятивной, эволюционной или поступательной и заканчивая революционной.

Кумулятивная концепция динамики науки

Кумулятивная концепция динамики науки характерна для XVII в. Ее представители стоят на идеи, что наука развивается простым приращением нового к уже существующим научным теориям и положениям. При этом предшествующее знание является фундаментом для последующего. В итоге получается совокупность, сумма знаний.

Динамика науки как революция

Смена парадигм Т. Куна. Ключевым понятием концепции динамики науки Т. Куна ($1922-1996$) является парадигма. Оно являет собой единство наиболее общих научных воззрений и методологических установок присущих науке. При этом парадигма признается научным сообществом и открывает пространство для исследования.

По мнению Т. Куна наука развивается скачкообразно. В ее развитии есть два этапа:

  1. «нормальная наука» или господство парадигмы;
  2. научная революция – распад в ходе кризиса ранее господствовавшей парадигмы и последующее утверждение новой.

Критический рационализм. Данная концепция динамики науки разработана философом науки К. Поппером ($1902-1994$).

Для мыслителя наука развивается не кумулятивно, но ее развитие есть, своего рода, постоянная проверка «ошибок», отбор. Такая методология предполагает отсечение теорий, утративших научную ценность, и продвижение новых.

Развитие науки выступает методом проб и ошибок. Ученый должен высказывать новые гипотезы и подвергать их процедуре опровержения. Для этого Поппер предлагает процедуру «фальсификации».

«Исследовательские программы» И. Лакатоса. Для И. Лакатоса ($1922-1974$) динамика науки представляет собой противоборство различных исследовательских программ. Последние являют собой ряд теорий, обладающих схожими фундаментальными основаниями и методологией.

Структура научно-исследовательской программы предполагает наличие «ядра» и сохраняющего его пояса, состоящего из вспомогательных теорий. Теория держится до тех пор, пока пояс вспомогательных теорий может объяснить возникающие нестыковки, связанные с использованием в научном исследовании «ядра» исследовательской программы.

Смена теории – это сдвиг программы. В этом, по мнению И. Лакатоса, и есть научная революция.

«Эпистемологический анархизм» П. Фейерабенда. В концепции «эпистемологического анархизма» П. Фейерабенд ($1924-1994$)за основу берет положение: «все дозволено». Поэтому понятны вытекающие отсюда сомнения в объективности метода, в рациональности научной мысли, в научных авторитетах и максимах.

Фейерабенд считает, что научные теории не сменяются замещением старого новым. Все теории присутствует одновременно и динамика науки связана с борьбой этих альтернатив. Также не существует устоявшегося языка науки, каждый ученый по-своему понимает научные понятия и категории.

Замечание 1

Развитие науки, таким образом, предстает неким хаотическим, полным различных альтернатив, явлением жизни человеческого духа.

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис