Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Роль общества и отдельной личности в формировании сознания человека

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / Философия / Роль общества и отдельной личности в формировании сознания человека
Роль общества и отдельной личности в формировании сознания человека

Сущность сознания и стадии развития психики

Определение 1

Сознание – это высшая форма отражения объективной реальности, характерная только для человека. Оно состоит из сознания окружающего и самосознания, как выделения собственного я.

В развитии психики выделяют несколько стадий:

  • сенсорная, когда была сформирована раздражимость, а позже чувствительность, которая дает человеку возможность ориентироваться в окружающем мире на непосредственные раздражители, то есть сигнальная функция. На этой стадии нервная система является сетью, как у медуз или узлами, как у червей и насекомых;
  • перцептивная, когда сформировались сложные формы отражения и поведения животных в виде инстинктов и навыков. На данной стадии шло формирование центральной нервной системы и формировалась кора головного мозга, сюда относят всех млекопитающих;
  • интеллектуальная, рассудочная, которая позволяет отражать связи явлений – это высшие млекопитающие;
  • сознание – это высший уровень психического развития, характерный только для человека. Если у животных эволюция психики обусловлена биологическими законами, то сознание выступает продуктом не столько биологического, сколько социально-исторического развития.

Готовые работы на аналогичную тему

Взаимодействие животных с окружающей средой осуществляется процессе их инстинктивной психической деятельности, которая преследует цель приспособиться к среде. Оно формируется на основании ощущений и восприятия опыта, а также примитивного осмысления каждой ситуации.

Однако животное не способно осознать особенности окружающей действительности и свое отношение к ней, не выделяет себя из нее, так как не способно осознать значение собственных действий.

У человека процесс эволюции сознания шел другим путем – развивались общественно-трудовые отношения и речь. В результате на одной из ступеней эволюции появляется новый тип психического отражения – сознание. Этот тип психической деятельности является новым свойством психической деятельности, возникшей в результате труда и общественно-исторических условий, которые вызывают существенные изменения организма первобытного человека.

Роль общества и личности в формировании сознания

Новорожденный, который кричит и дергает конечностями, моргает глазами, крутит головой, не проявляет наличия сознания, хотя психика у него есть. Врожденная способность человека – это только возможность проявлять и развивать сознание. Новорожденный заканчивает свою хаотическую и инстинктивную деятельность, когда его простейшие потребности удовлетворяются.

При контакте с предметами и явлениями материального мира, при общении с окружающими людьми и в процессе коллективной деятельности, особенно используя речь, человек в ходе онтогенеза учится активному познанию объективной реальности, творческому ее преобразованию, чтобы лучше и быстрее удовлетворить свои потребности.

Сознание – это не какой-то самостоятельный психические процесс, который происходит до, во время или после какого-то иного, изолированного от него акта психической деятельности. Сознание представляет собой внутреннюю сущность любого человеческого психического процесса, его своеобразное качество, то есть целостную психику человека во всей ее общественно-исторической обусловленности.

Специфическую роль в развитии сознания людей играет язык, как необходимое условие его появления и совершенствования. При этом слово выступает как стержень сознания. В слове идет накопление и объективизация знаний. Знания не только накапливаются благодаря слову, но и актуализируются. Психические явления, благодаря речи становятся осознанными, мысль окончательно формирует сознание.

Также ориентирующему качеству отведена не последняя роль среди всех свойств сознания. Чтобы действовать, человек должен уметь ориентироваться среди предметов и явлений объективного мира в месте, времени и окружающей обстановке. Ориентировка является необходимым условием правильного отражения внешнего мира и целесообразного воздействия на него.

К. К. Платоновым выделено несколько форм сознания:

  • индивидуальное, состоящее из атрибутов сознания, например, отношение, переживание и познание;
  • уровни ясности, состоящие из творческого озарения, вдохновения, спутанности или ясности сознания; динамика сознания включает свойства личности, состояние и процессы сознания;
  • функции сознания – воля, память, чувства, восприятие пр.;
  • групповое сознание – общественное настроение, соревнования, паника и пр.;
  • общественное сознание – религиозный, нравственный, эстетический, правовой, политический и философский взгляды.

Вместе с тем, у человека есть способности к осознанию того, как лежащий вне его мир, а также самого себя, собственного отношения к предметам и явлениям внешнего мира. Самосознание, как последняя категория сознания, может быть определена как осознание человеком собственного тела, чувств, интересов, мыслей, действий, а также своего положения в системе общественного производства.

Определение 2

Самосознание – это сознание, которое человек направляет на самого себя.

Структура самосознания состоит из: самопознания, которое позволяет человеку самоусовершенствоваться, вырабатывать самоотношение и самопереживание. Самосознание проявляется в самооценке, то есть оценке собственных способностей, социального положения, успеха, привлекательности и пр., а также самоуважением, зависящим от реального успеха, а также от уровня притязаний личности.

Сознание современного человека является продуктом постепенного, сложного процесса развития познавательной деятельности всех предшествующих поколений, сложного исторического прогресса общественной практики, которая была накоплена человечеством в связи с необходимостью, а позже и благодаря активному стремлению у преобразованию внешнего мира. Новые структуры и высшие формы сознания обогатили и усложнили познавательный процесс, а это привело к усовершенствованию самого сознания.