Мифология – это особая форма мировоззрения, характеризующаяся высокой синкретичностью образов природы, человека и сверхъестественных сил.
Священные книги древней Индии
Индийская культура обладает уникальными письменными памятниками, которые являются одними из наиболее древних в мире и лежат в основе всей индийской культуры, от седой древности до наших лет. Этими памятниками являются мифопоэтические сказания – Веды, которые начали создаваться порядка трех тысяч лет до н.э. Веды имеют сложную структуру и состоят из целого ряда взаимосвязанных и вытекающих одно из другого произведений:
- Веды,
- брахманы,
- араньяки,
- Упанишады.
Сами Веды представлены четырьмя книгами, написанными поэтическим слогом – это Самоведа, в которой собраны песнопения, Ригведа, в которой записаны гимны, Атхарваведа, названная в честь легендарного жреца Атхарвана и содержащая магические формулы, и Яджурведа в которой описаны жертвенные ритуалы. Веды представляют собой уникальный источник информации о том периоде древнеиндийского общества, когда первобытнообщинный строй сменялся кастовым обществом. Непосредственно тексты Вед называются самхиты.
За самхитами следуют брахманы. Брахзманы создаются уже позднее, их авторами выступают брахманы жрецы, и по своей сути эти тексты представляют собой интерпретации и мифо-религиозные комментарии к тестам Вед. Следом за брахманами создаются араньяки, которые представляют собой умозрительные комментарии к Ведам предназначенные для отшельников и тех, кто решил отрешиться от мира. Кроме того, араньяки выступают связующим звеном, между мифическими, но практико-ориентированными Ведами и брахманами, и философскими Упанишадами.
Упанишады представляют собой самый большой пласт комментариев к Ведам, по своей значимости они не уступают последним. Упанишад существует несколько сотен, они создаются на протяжении более чем двух тысяч лет с VIII века до н.э. вплоть до XV века н.э. По своей форме Упанишады не похожи на философские трактаты запада, они представлены диалогами, притчами, рассказами и не имеют четкого авторства.
Веды и Упанишады для философии и культуры Индии играют ту же роль, что античная философии в развитии философии и культуры Европы. Также как в античной мысли были заложены все основные проблемы философии, подходы к их решению, а также основные идеи – от релятивизма до субстанционализма, от метафизики до диалектики, от идеализма до материализма, так и вся индийская философия по существует представляет собой комментирование текстов Вед, Упанишад и более поздних комментаторских тестов.
Более того инородные воздействия, такие как мусульманская религия и философия, европейская философия, наука и мировоззрение не только не способны отодвинуть Веды в глубь времен и превратить их в литературный памятник далеко ушедших эпох, но наоборот ассимилируются в индийскую культуру и встраиваются в систему как новые источники комментирования священных текстов.
Развитие религиозной и предфилософской мысли в Индии
Индийская философия представляет собой сложный объект для анализа, особенно с позиции западных исследователей, некоторые из которых не признают индийские тексты вообще в качестве философских из-за их значительной степени иносказательности, образности и синкретичности с религиозным мировоззрением.
Вместе с тем можно выделить некоторую периодизацию развития индийских философских представлений:
- Ведический период (XV-VII века до н.э.),
- Классический или Эпический период (VI-II века до н.э.),
- Схоластический период или время сутр (II век до н.э. – XVIII век н.э.)
- Неоиндуизм и современная философия (с XIX века по наши дни).
Ведический период характеризуется постепенным развитием религиозных представлений индийцев, которые берут свое начало в типичных верованиях в отца-небо и мать-землю, как сотворивших весь мир из хаоса. Создается значительный пантеон включающий в себя множество богов (Индру, Кали, Агни, Сурью и т.д.) однако важнейшим из них становится Варуна – бог неба, который приобретает нравственные черты и берет на себя функции стража священного закона «рита», который буквально означает должный ход вещей и схож по своей сути китайским понятием «дао» или древнегреческим «логосом». Однако «рита» так и не становится чисто этико-философским понятием, оставаясь в рамках религиозной системы.
В классическом периоде возникают Упанишады и ведическая мифо-религиозная концепция сильно переосмысляется. На первое место выдвигается до этого малозначимое божество Брахман, которое начинает рассматриваться как первопричина мира. Брахману придается пантеистическое понимание – он и есть весь мир, во всех его проявлениях, но также он и мировой дух, к которому должна стремится душа каждого человека.
В этот период возникает концепция сансары – как бесконечного перерождения душ, их перехода из тела в тело в соответствии с законами дхармы и кармы. Дхарма – это нравственный закон определяющий должное поведение человека или любого другого живого существа, за его исполнение душа вознаграждается перерождением в более совершенном теле. Жрец-брахман живущий в соответствии с дхармой, может рассчитывать после смерти на воссоединение с божеством-Брахманом и завершением цикла сансары. Карма – это закон воздаяния, который карает тех, кто нарушает дхарму и переселяет после смерти в более «низкие» тела вплоть до червяков, растений или камней.
Школы классической индийской философии
В классический период формируются также основные философские школы, которые получают свое развитие в схоластический период. Их можно разделит на ортодоксальные, основанные на комментировании Вед и признающих их авторитет, а также неортодоксальные, которые не признают авторитет Вед и Упанишад, отрицают их значение, но точно также строиться на их комментировании.
Важнейшими ортодоксальными школами являются Веданта, что буквально означает «конец Вед», Миманса, сконцентрированная на правильном выполнении ритуалов, Ньяйя и Вайшешика рассматривающие вопросы познания, а также Йога посвященная проблемам овладения собственным телом и сознанием для достижения состояния самадхи и воссоединения с Брахманом.
Неортодоксальными школами являются Джайнизм, Чарвака-локаята и Буддизм. Джайнизм пронизан идеями духовного побуждения и вознесения через жесткое воздержание, аскезу и праведный образ жизни отшельника, при этом авторитет богов Вед и Упанишад полностью отрицается.
Чарвака-локаята является материалистической школой философии, опирающейся на чувственное познание мира и отрицающей все сверхъестественное содержание предшествующей философии. Буддизм отрицал кастовое общество, принципы дхармы и кармы, предполагая, что каждый человек способен вырваться из реального мира, приносящего его душе страдания и достигнуть состояния просветления.