Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Труд как исходный пункт анализа взаимодействия природы и общества

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / Философия / Труд как исходный пункт анализа взаимодействия природы и общества
Труд как исходный пункт анализа взаимодействия природы и общества

Понятие трудовой деятельности

Определение 1

Труд – это физическая или интеллектуальная деятельность, дающая конкретный результат, который может быть услышан, увиден, прочувствован и т. п.

Взаимосвязь природы и общества совершенно очевидна. Общественная разумная жизнь появилась во Вселенной именно на нашей планете. Общество живет в природе и за счет ресурсов природы. Общество и человек – феномены мира природы, только они организованы особым образом. Поэтому отсутствует абсолютный разрыв между природой и обществом. Более того, проблема сохранности общества и цивилизации может быть решена только в тесном взаимодействии с Природой.

Взаимодействие природы и общества

Исходный пункт анализа взаимодействия природы с обществом – это географическая среда и труд, рассматриваемый в качестве процесса целесообразного влияния человека на природную среду, а также природопользование в качестве целенаправленного использования сил и объектов природы, чтобы удовлетворить общественные и индивидуальные потребности.

Помощь со студенческой работой на тему
Труд как исходный пункт анализа взаимодействия природы и общества

Определение 2

Географическая среда – это природа Земли, входящая в состав сферы деятельности людей и являющаяся необходимым условием жизнедеятельности общества.

Впервые понятие географической среды было использовано в социальной философии и географии Э. Реклю и Л. М. Мечниковым, сейчас данным понятием часто подменяют термин «биосфера».

Труд с самого момента появления на Земле человека, превратился в основной способ взаимодействия общества и природы. Все остальные формы такого взаимодействия ушли на второй план и стали восприниматься как несущественные. По отношению к природе был выработан своеобразный утилитарный взгляд, в соответствии с которым если процесс труда может быть сопоставлен с возможностями природной среды, то только в плане учета ее объективных свойств и отдельных закономерностей. Труд обычно рассматривают в качестве фактора, обслуживающего только человеческие потребности. Но можно взглянуть на процесс труда и с другой стороны, понять его место и роль в природных явлениях и то, каким образом он вписывается в круговорот веществ и энергии в природе.

Взаимоотношения природы и общества – актуальная проблема гуманитарного знания. Как соотносится человечество с живой и неживой областями планеты, как они существуют и развиваются – это те остро стоящие проблемы, которые касаются экономики, политики, морали, искусства, религии и других сфер общественной жизни.

Замечание 1

Под природой в широком смысле понимают все сущее, а в узком смысле природой называют то, что породило и окружает людей, служит им объектом познания. Природа – естественное условие существования людей.

В свою очередь общество является обособившейся от природы частью мира. Общество в качестве системы сосуществует с природой, использует природные факторы, ресурсы и условия, изменяя из в соответствии со своими нуждами.

Общественная жизнь – это исторический результат складывающихся между людьми отношений в результате длительного пути эволюции окружающей природной среды. При этом обществу характерна специфическая системная организация, отличающая его от иных природных образований. Общественная жизнь состоит из:

  • материальной сферы – преобразования природных материалов, которое протекает в рамках конкретно-исторических форм трудовой деятельности;
  • духовной сферы – осознания протекающего преобразовательного процесса.

Обе эти стороны представляют неразрывное единство. Таким единством обеспечивается не только жизнедеятельность и функционирование общества, но и его саморазвитие. Любое природное биологическое образование стремится совершенствовать формы своей жизнедеятельности. Такая же тенденция характерна и для общества, но только в обществе это превращается не в природный инстинкт, а в сознательную цель.

При характеристике общества как обособленной от природы части мира, необходимо четко осознавать, что смысл общественной обособленности от природной среды заключается в том, что:

  • центром общественного развития является человек, у которого есть сознание и воля. Природа существует и развивается в соответствии со своими собственными, не зависящими от человека и общества законами;
  • общество подчиняется законам общим с природой, а также своим собственным, зависящим от сознания и воли людей;
  • общество является структурно-организованной системой. В нем присутствуют разнообразные формы общественных отношений, развита социальная структура, налажено материальное и духовное производство, функционирует ряд социальных и политических организаций и институтов;
  • общество является и творцом, и преобразователем, и создателем культуры.

При этом, если говорить об обособлении общества от природной среды, то подразумевается его качественная специфика, но без оторванности от природы и процессов ее естественного развития. Общество в качестве социального организма взаимодействует с окружающей средой так же, как и с любой другой. Основа такого взаимодействия – обмен веществ с природой, потребление природных продуктов и влияние на природную среду.

Природа напрямую воздействует на общество. Природой создаются благоприятные либо неблагоприятные условия для его развития. Так, великие Античные цивилизации – Египет, Вавилон, Индия, Китай – возникли в устьях рек или в плодоносных долинах. Благоприятные условия природной среды дали толчок для бурного развития той или иной цивилизации. Ландшафтные и климатические условия способствуют развитию торговли, мореплавания, а также межкультурного взаимодействия.

Вместе с этим, природная среда и природные катаклизмы могли не просто остановить общественное развитие, но стать причиной его гибели. Цунами, землетрясения, извержение вулканов, наводнения в древности приводили к тому, что гибли целые племена и народы.

Общество невозможно отделить от природы. Человек, а значит и целостное общество, вышли из природы, они являются продолжением природы, ее частью. Но эта часть – особенная, она является второй, искусственно созданной природой. Природа всегда была и остается сегодня тем самым фундаментом, на основании которого строится все общество.

comments powered by HyperComments