Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Нравственный прогресс: иллюзии и реальность

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / Философия / Нравственный прогресс: иллюзии и реальность
Нравственный прогресс: иллюзии и реальность

Нравственный прогресс: иллюзия или реальность

Определение 1

Нравственный прогресс – это восходящее развитие морали, начинающееся менее совершенными историческими состояниями (этапами) и восходящее к более совершенным.

Замечание 1

Нравственный прогресс является составной частью социально-исторического прогресса человечества, или процессом замены существующих нравственных норм на новые, более совершенные и гуманные.

Для определения того, в чем именно выражается истинный прогресс, необходимо определить критерии, которые его определяют.

  1. Сам термин «прогресс» предполагает движение, то есть достижение чего-то лучшего.
  2. Для каждого человека лучшее – это его благополучие.
  3. Тогда становится очевидным, что прогресс – это процессы, приносящие благополучие каждому члену общества. Забота обо всех – основное положение этики.
  4. Прогресс – это этичное отношение ко всем членам общества. Если брать за основу позиции биоэтики, то необходимо учитывать и благополучие животных.

Разного рода изобретения в области техники, медицины и биологии – не во всех случаях служат для человека благом, а тем более для животных. Стоит вспомнить о массовой автоматизации, которая вызвала столь же массовую безработицу.

Иными словами, сами технические средства и научные открытия не могут служить прогрессу, ели его не использует прогрессивное и гуманное общество. В руках неэтичного общества они могут служить против интересов человеческого общества и всего живого.

Причины прогресса нравственности

Известно несколько гипотез, которые объясняют прогресс нравственности:

  • В терпимых обществах человеческая энергия направляется на сотрудничество, а не на борьбу друг с другом. В связи с этим более нравственные общества с экономической точки зрения более эффективны, обладают большими ресурсами, а значит, имеют преимущество в естественном отборе. В связи с этим терпимые общества распространялись на более обширные территории, то есть нравственный прогресс поощряется естественным отбором.
  • Технический прогресс удовлетворяет основные нужды человека. Очевидно, что человек легче переступит через нравственные ограничения, если ему грозит голодная смерть.
  • Техно-гуманитарный баланс. Вместе с техническим прогрессом возрастала и убойная сила оружия, что вызвало резкое увеличение жертв насильственных действий. Например, экономический прогресс и развитие военной техники позволили провести в ХХ веке несколько чудовищно разрушительных войн. Это вызывало разрушение или деградацию общества, либо необходимость вырабатывать новые нравственные ограничения, позволяющие снижать число жертв насилия.

Проблема прогресса нравственности

На протяжении всего исторического развития, мораль выступала как главное условие социализации индивида, выводя ее за пределы чисто природной значимости. Проблематика прогресса нравственности и его критерии стоят на стыке разных наук: этики и истории, этнографии и социологии, психологии и истории права, истории искусства. Здесь имеет значение описание нравственного развития и отдельных народов и всемирного общественного развития.

Объективные показатели прогресса нравственности, определение его общеисторических критериев, исследование эволюции нравственности в масштабах всемирной истории, демонстрируют, что даже самые первые понятия нравственности – добро и зло – относительно «молодые» в словарном запасе первобытных племен.

С другой стороны, определенный порядок бытия в племени выступал, в первую очередь, в качестве естественного трудового требования, подчеркнув, что правила выражают естественно-необходимые производственные потребности, границы жизни и смерти, которые не требуют особого нравственного обоснования. Например, обряды посвящения, распределения пищи, половозрастные отношения и пр. Таким образом, «самоочевидность» нравственных предписаний и непосредственность, а также интуитивность при определении категорий добра и зла возникли на основании многократного их употребления. Критерий прогрессивности этого процесса изначально был слит с непосредственно общесоциальными показателями. Только со временем развития относительной самостоятельности нравственности появились относительно самостоятельные исторические признаки прогрессивности такого движения.

История этических учений говорит о том, что нравственный общественный прогресс всегда связывали с соответствующими социальными условиями. В истории развития морали, как и в истории развития всего общества не было прямой восходящей линии. Изучение взаимосвязи морали с состоянием общества демонстрирует, что ее падение было отмечено в момент упадка и духовного кризиса целого общества. Особенно это было свойственно периодам перехода от одного общественного строя к другому.

Также история свидетельствует, что у человечества никогда не было «золотого века», но отмечался медленный прогресс развития морального личностного самосознания, формирования новых моральных достоинств, расширение свободы выбора и борьбы мотивов, возрастание роли личного общения и др. Но этот прогресс сопровождало и появление новых нравственных пороков относительно предыдущих периодов. Например, в настоящее время, это наркомания, коррупция, массовая депрессия.

В связи с этим прогресс нравственности нельзя считать прямой абстрактной линией, они выглядят постепенными и противоречивыми шагами в регулировании отношений между людьми на основании морали. Каждый новый этап развития морали достигался благодаря борьбе между добром и злом, ответственностью и безответственностью, позитивными и негативными тенденциями.

Нравственное развитие человечества предполагает процесс постепенного восхождения к новым духовным вершинам. Носители морального прогресса – всегда передовые классы и слои общества. Чем эгоистичнее и ограниченнее интересы класса, который стоит у власти, тем в большем противоречии они находятся с объективным ходом истории, духовным прогрессом и тем скорее необходимо их преодолеть.