Характеристика эпохи Возрождения
Возрождение или Ренессанс – это имеющая мировое значение эпоха культурного развития Европы, сменившая Средневековье и предшествующая эпохе Просвещения и Новому времени.
В Италии Возрождение пришлось на начало XIV века – последнюю четверть XVI века. Повсеместно в Европе Возрождение длилось с XV по XVI век.
Отличительная черта Возрождения – светский характер культуры, ее гуманизм и антропоцентризм, то есть проявление интереса, в первую очередь, к человеку и его деятельности. Расцвет интереса к культуре античности, то есть ее «возрождение», объясняет происхождение самого термина.
Характерные черты эпохи Возрождения:
- развивается индивидуализм и гуманизм;
- античному культурному наследию отведена огромная роль в формировании культуры и мышления;
- антисхоластическая направленность, то есть борьба с церковными догматами;
- создание пантеистической картины мира;
- переход к антропоцентризму от теоцентризма;
- принципиально новое, научно-материалистическое понимание окружающей действительности;
- проявление интереса к социальным проблемам, а также широкое распространение идей социального равенства.
Эпоха Возрождение и кризис мировоззрения Средних веков
Процесс эмансипации личности, ее освобождения и самоутверждения, который является сущностью эпохи Возрождения, не мог не вызвать изменения в характере господствующего мировоззрения.
Натурфилософия Возрождения, как и античная, характеризовалась умозрительностью, стремлением представлять всеобъемлющую картину природно-космической жизни, отождествление Бога с природой. Развитие натурфилософии дало толчок развитию оккультных наук, к которым относят астрологию, алхимию и магию. В этом смысле типичная фигура данного периода – Парацельс – талантливый врач, которому удалось ввести в медицинскую практику ряд новых лекарственных средств. Но вместе с тем он был прославлен как алхимик и маг, а вероятно был прототипом доктора Фауста.
Николай Кузанский
Среди всех натурфилософов эпохи Возрождения отдельного внимания заслуживает Николай Кузанский – сын рыбака, который благодаря своим способностям стал кардиналом католической церкви. В своем творчестве он выступал в качестве продолжателя неоплатонической традиции, в том числе Псевдо-Дионисия и Эриугену и был противником схоластики.
Кузанский противопоставлял рационалистическим рассуждениям о Боге и мире в духе Фомы Аквинского концепцию ученого незнания.
Кузанский не отождествлял напрямую Бога и мир. Не Бог отождествляется с миром, а мир содержится в Боге. По Кузанскому, Бог является абсолютным, неограниченным и бесконечным бытием, а мир и Вселенная – бытием, всегда чем-то ограниченным, более или менее конкретным. Если Бог актуально бесконечен, то Вселенная потенциально бесконечна, так как за любым ее пределом скрывается новый предел. Бог у Кузанского – воплощение единства противоположностей: в качестве вмещающего весь мир Бога – это абсолютный максимум, но вместе с тем, присутствуя в самых несущественных предметах, он выступает и как абсолютный минимум.
Джордано Бруно
Виднейший представитель натурфилософии Возрождения – Джордано Бруно. Еще юношей он стал монахом-доминиканцем. Бруно нельзя назвать атеистом. Бог у Бруно был глубоко деперсонализирован, составляя неразрывное единство с природой. Вселенную или природу он считал вечной и несотворенной, но в ней протекает постоянное движение. Так как Вселенная однородна и бесконечна в ней не может никакого центра, в связи с чем ни Земля, ни Солнце не могут выступать в качестве центра Вселенной.
Николай Коперник
Часто к первым научным теориям, базирующимся не на отвлеченных размышлениях, а на наблюдениях и математических расчетах, причисляют гелиоцентрическую теорию польского ученого Николая Коперника. Коперник, как человек эпохи Возрождения, знал античную натурфилософию, в частности, пифагорейскую теорию, которая предполагала, что Земля и других небесные тела движутся вокруг центрального небесного светила. Опубликованная работа Коперника не вызвала никаких существенных возражений со стороны церкви, так как в анонимном предисловии утверждалось, что новая система предположительного, гипотетического характера.
Галилео Галилей
Галилей – итальянский астроном, математик и физик – стал центральной фигурой конфликта между наукой и католической церковью в начале XVII века. Он экспериментальным путем опроверг ряд положений аристотелевской физики. Огромное впечатление на современников произвели его открытия в области астрономии. Им были открыты спутники Юпитера, кольца Сатурна, пятна на Солнце и пр. Галилей – один из основоположников экспериментального механико-математического исследования.
Фрэнсис Бэкон
Бэкон сформулировал ряд новых принципов исследования природы и общества. Он сделал прекрасную карьеру, занимал должность верховного канцлера и пэра Англии. Однако его карьера резко оборвалась в 1621 году, кода парламент начал расследовать факт коррупции, и Бэкону было предъявлено обвинение во взяточничестве. Вину он частично признал, заявив, что брал подарки, но это не влияло на решения, которые он выносил. Судом он был приговорен к тюремному заключению, но король этот приговор отменил, и Бэкон посвятил последние годы своей жизни научным исследованиям.
Бэконом был внесен существенный вклад в изучение причин социальных конфликтов. Следуя традиции, которую заложили Аристотель и Макиавелли, в работе «Опыты или наставления нравственные и политические», Бэкон подробно рассмотрел социально-экономические, политические и психологические предпосылки возникновения социальных беспорядков и способов их преодоления. Одной из наиболее важных причин возникновения социальных конфликтов он называл бедность и ухудшение материального положения людей. Также причины конфликтов могут быть социально-культурного характера, то есть, представлены религиозными новшествами, налогами, изменениями в законах и обычаях, нарушением привилегий. Меньшее значение придавалось политическим ошибкам в государственном управлении, когда правитель вместо того, чтобы быть верховным арбитром, становится на сторону одной стороны или партии, не принимая во внимание мнение другой стороны. А также психологическим – переход конфликта в открытую стадию в связи с неосторожными выражениями государя.