Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Философия В. С. Соловьева и С. Н. Трубецкого

Соловьев Владимир Сергеевич

($1853 – 1900$) – крупнейший русский религиозный философ.

Закончил Московский университет, факультет историко-филологических наук, на котором защищал диссертации «Кризис западной философии (против позитивистов)» и «Критика отвлеченных начал». Становится доцентом Петербургского университета, но отстраняется от работы из-за своей речи о помиловании убийц Александра 2, с этого периода он выступает в качестве свободного философа, поэта и публициста. Кроме публикаций своих философских работ, он занимает переводами Платона и Канта, содействует развитию крупного философского журнала в России – «Вопросы философии и психологии».

Философские труды

  • «Чтения о Богочеловечестве»
  • «Духовные основы жизни»
  • «История и будущность теократии»
  • «Оправдание добра»
  • «Смысл любви»

Ранний период творчества Соловьёва отмечен влиянием славянофильства, что подтверждает его статья «Три силы», в которой он представляет свою идею о том, что в современной культуре действительное значение имеют три исторических реальности, три культуры:

  • Мусульманский Восток
  • Западная цивилизация
  • Славянский мир
Замечание 1

В России Вл. Соловьев видел проводника между уничтожением человека и утверждения бесчеловечного Бога в мусульманской культуре и утверждением исключительно безбожного человека в западной культуре. Это конец истории или обнаружение иной силы, носителем которой может выступать только Славянство в лице русского народа.

На славянство как «третью историческую силу» возлагается миссия возрождения человечества, в религиозном аспекте, но вовсе не имея в виду русское православие, что было характерно для славянофилов и Леонтьева.

Соловьев полагал, что если обозначить православие как «факт народной жизни», то Россия сформируется в «поместное образование», и будет вычеркнута из цивилизационного прогресса. Для Соловьёва становится неким отвлеченным идеалом представление славянофилов о православии как «единства свободы и любви».

«Философия В. С. Соловьева и С. Н. Трубецкого » 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Поэтому Вл. Соловьев исходит из точки зрения историчности богооткровения, раскрывающегося в полном смысле в истине вселенского христианства. Иными словами, Религиозная вера – это результат свободного и творческого поиска, а не слепое почитание традиций.

В сближении философии и религиозных идей, Вл. Соловьев реализует свою концепцию «всеединства» и «Богочеловечества». Это цель и начало мирового процесса, единство между миром и Богом. Это идеальное устройство мира должно выступать в воссоединении, гармонизации конфликтных частей бытия. Такое всеединство покажет истинный смысл существования человека.

Трубецкой Сергей Николаевич

($1862 – 1905$) русский религиозный философ, общественный деятель, публицист. Философское мировоззрение Трубецкого сложилось под влиянием идей А. С. Хомякова, религиозной философии, и Вл. Соловьева, которого он встретил в университете, став его другом. Трубецкой защитил свою диссертацию на тему «Метафизика в древней Греции» и докторскую «Учение о логосе в его истории», что позволило получить должность экстраординарного профессора.

Являясь последователем философии Вл. Соловьева, Трубецкой формулирует свои вопросы, касающиеся взаимоотношений философии и религии, утверждения христианского вероучения. Свою религиозную философию он именовал «конкретным идеализмом», в которой он сформулировал закон «универсальной соотносительности», утверждающий, что

«знание приобретает логическую последовательность лишь в случае, когда оно является следствием универсального разума или второй ипостаси божественной Троицы».

В этой концепции Трубецкой стремился обойти «односторонность» рационализма, эмпиризма и мистицизма. Более полно философия Трубецкого нашла своё выражение в трудах

  • «О природе человеческого сознания»
  • «Основания идеализма».

В отличие от Вл. Соловьева, Трубецкой не объединяет веру, интеллектуальную интуицию и воображение. Оставаясь верным православной традиции, он опасается сближать веру и воображение, располагая нравственно-этическую сферу над эстетической. Воля является фундаментом основы как Бога так и личности, поэтому вере как способности воли раскрывается бытие.

Замечание 2

Дополняя Логос верой, Трубецкой утверждает, что в основе мира находится разумное и любящее начало, поэтому этот мир изначально благой. Это оптимистическое движение его философии, его энергия.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 01.09.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot