Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Учение Платона о бытии и познании

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Все предметы / Философия / Учение Платона о бытии и познании
Содержание статьи

Учение Платона об идеях

Согласно учению Платона, мир вещей, воспринимаемых чувствами, не является миром бытия: чувственные вещи постоянно возникают и исчезают, изменяются и движутся, в них нет ничего твердого, совершенного и истинного.

И все же вещи не полностью отделены от того, что действительно существует, но «участвуют» в этом. А именно: все, что в них действительно существует, утверждает Платон, разумные вещи обязаны своим причинам. Эти причины являются формами вещей, которые не воспринимаются чувствами, понимаются только умом, бестелесны и бесчувственны. Платон называет их видами или идеями. Виды, идеи – это формы вещей, видимые сознанию.

Каждому классу объектов в чувственном мире, например, классу лошадей, соответствует в бестелесном мире вид или идея – вид лошади, идея лошади. Этот вид уже нельзя понять с помощью органов чувств, как обычную лошадь, но его можно созерцать только умом, более того, умом, хорошо подготовленным к такому пониманию.

Многие современники Платона выступали против его учения об идеях. Например, глава школы киников Антисфен прямо высмеивал Платона. «Я вижу эту лошадь перед собой, – говорил он, – но я не вижу «идей» лошади!» Платон ответил ему: «Да, вы не видите идею лошади, но это только потому, что вы хотите и надеетесь увидеть ее обычными глазами. Я утверждаю, что это можно увидеть только «глазами разума», с помощью интуиции разума».

Платон считал, что эта идея является общей для всех объектов, которые она охватывает. В разумном мире много лошадей, но представление о лошади в разумном мире – это своего рода целостность, и как таковая – только одна. Именно эта идея делает лошадью любую разумно воспринимаемую лошадь и ничто иное. Но то, что является общим для многих предметов, считал Платон, не может быть обнаружено чувствами. По своей природе оно бестелесно, трансцендентно по отношению ко всему чуткому. Это доступно только для разума.

Что касается чувственных вещей, их виды (идеи) являются одновременно причинами и моделями, по которым эти вещи были созданы, и целями, к которым стремятся существа разумного мира, и, наконец, концепциями общей основы вещей каждого класса или категории. Только идеи, согласно Платону, составляют истинное бытие.

Готовые работы на аналогичную тему

Небытие (материя)

Для объяснения наблюдаемых явлений и воспринимаемых вещей недостаточно, как думал Платон, предположить существование только видов или идей. В конце концов, чувственные вещи:

  • преходящи,
  • изменчивы,
  • лишены истинного существования.

Их качества должны быть обусловлены не только бытием, но определенным образом и небытием. Получается, что помимо бытия должно быть еще и небытие, и, более того, оно должно быть «не меньше», чем бытие. Платон отождествляет это небытие с материей.

Если бытие всегда идентично самому себе, небытие – это нечто иное по отношению к бытию, другими словами, пространство непрерывного изменения, возникновения, рождения и смерти, движения. Согласно объяснению Платона, из-за существования материи или небытия возникает множество разумных вещей. Материя, которую Платон уподобляет «матери», «няньке», принимает внутри себя форму (идею) и трансформирует единство и целостность каждого духа, понимаемого духом, каждую идею в набор чувственных вещей, изолированных друг от друга в пространстве.

Это учение противоречило атомистическому материализму Левкиппа и Демокрита, который был старшим современником Платона. Для Платона виды (идеи) важнее материи; понятие небытия уже предполагает бытие: небытие также есть бытие, но только такое бытие отличается от данного.

Согласно точке зрения, изложенной в диалоге «Федр», очаг идей находится «за пределами Царства Целестиального», так как «эту зону занимает бесцветная, бесформенная, нематериальная, реально существующая сущность, видимая только кормчему души – разуму».

Только несовершенство нашего образа мышления, как думал Платон, вдохновляет нас на мысль о том, что идеи находятся в некотором виде пространства – подобно тому, как чувственные вещи кажутся нам изолированными друг от друга и расположенными в пространстве. Такой взгляд на пространственную локализацию идей является иллюзией, и источником этой иллюзии, согласно Платону, является материя, под которой Платон понимает вид маловероятного пространства, понимаемого некоторыми «незаконными» рассуждениями, как причину изоляции от друг друга отдельных вещей чувственного мира. Глядя на такое пространство, мы впадаем в иллюзию, что мы «просто мечтаем и верим, что все, что существует, неизбежно должно находиться в определенном месте и занимать определенное пространство, а то, чего нет ни на земле, ни на небе, кажется. что его не существует» (диалог «Тимей»).

Но эта точка зрения, как полагает Платон, ошибочна. Идеи Платона полностью трансцендентны, не могут быть выражены ни в каком образе чувственного опыта, ни в какой категории числа, пространства и времени.

Чувственный мир

На основе своего учения о бытии и небытии Платон построил свое учение о чувственном мире. Этот мир, по его мнению, является «серединой» между миром бестелесных видов (идей) и миром небытия, или материи, сокрушая единство идей на множество отдельных вещей, других пространством.

Согласно Платону, вещи чувственного мира не есть небытие. Им есть чем быть. Но все, что было в разумных вещах с тех пор, как они были, они обязаны не материи, а идеям, таким как их причины и их модели. С другой стороны, если бы не было материи или небытия, чувственные вещи не могли бы существовать, потому что есть много чувственных вещей, и условием существования многих является материя. Поскольку чувственные вещи являются продуктом не только идей, но и небытия, они не имеют истинного существования и в этом смысле противоположны идеям или видам.

Платон объясняет это противопоставление тем, что идеи:

  • вечны,
  • не возникают и не погибают,
  • неизменны,
  • идентичны самим себе,
  • не зависят от условий пространства и времени.

Они обладают всеми знаками, которыми предшественник Платона, Элея, Парменид, определял свое существо – единое, вечное, неподвижное – истинно существующее.

Напротив, мир чувственных вещей, как его понимает Платон, близок идеям мира Гераклита: это мир вечного возникновения и разрушения, мир «бытия», а не бытия, мир движения и изменения, которые не прекращается ни на мгновение; в нем все вещи и все свойства относительны, преходящи, изменчивы, в зависимости от условий пространства и времени.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Владислав Анатольевич Ворона

Эксперт по предмету «Философия»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис