Биография Томаса Гоббса
Томас Гоббс – английский философ-материалист, основатель теории общественного договора и теории государственного суверенитета. Приобрел известность благодаря идеям, получившим популярность в этике, теологии, физике, геометрии и истории.
Родился Гоббс в семье приходского священника, который не отличался глубокой образованностью, и потерял работу в связи с ссорой с соседним викарием у входа в храм. Воспитанием мальчика занимался состоятельный дядя, хорошо знающий античную литературу и классические языки. В 1603 году Томас поступил в Оксфорд и окончил его в 1608 году.
В этом же году он стал наставником старшего сына Уильяма Кавендиша – барона Гардвика, а позже первого графа Девонширского - тоже Уильяма. До конца жизни он тесно общался со своим учеником, который и стал его покровителем. Благодаря ему Гоббс смог познакомиться с Беном Джонсоном, Фрэнсисом Бэконом, Гербертом Чарберси и прочими выдающимися людьми той эпохи. В 1621-1626 годах Гоббс сотрудничал с Ф. Бэконом.
В 1640 году в Англии началась революция и Гоббс, как и многие другие роялисты эмигрировал в Париж, где жил до 1651 года. Именно в Париже и созрел в полной мере план его философской системы. Когда Англия в революционном порыве дошла до диктатуры Кромвеля, Гоббс покинул роялистскую партию и вернулся в Англию. Уже в Лондоне 1651 года он опубликовал на английском языке свое сочинение «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского.
Философские и научные воззрения Томаса Гоббса
На формирование философских взглядов Гоббса существенно повлияли работы Фрэнсиса Бэкона, Галилео Галилея, Пьера Гассенди, Рене Декарта и Иоганна Кеплера.
Гоббс первым высказал точку зрения, что Моисей – не основной автор Пятикнижия.
Гоббсом была создана первая законченная система мистического материализма, который соответствует характеру и требованиям естествознания того периода. В полемике с Декартом Гоббс отвергал существование особой мыслящей субстанции, доказывая этим материальность мыслящей вещи. Геометрия и механика для Гоббса служат идеальными образцами целостного научного мышления. Природа, в соответствии со взглядами Гоббса – совокупность протяженных тел, которые между собой различаются величиной, формой, движением и положением. Движение понимается в качестве механистического – перемещения. Чувственные качества Гоббс рассматривает не в качестве свойств самих вещей, а в качестве формы их восприятия. Гоббс разграничивает протяженность, реально характерную для тел, и пространство в качестве образа, который создает разум.
Этика Гоббса базируется на неизменной чувственно человеческой природе. Основа нравственности по Гоббсу – естественный закон – стремление к самосохранению и удовлетворению потребностей. Главным и самым фундаментальным естественным законом у Гоббса является предписывание любому человеку стремления добиваться мира, пока у него есть надежда на его постижение.
Вторым естественным законом предусматривается, что в ситуации несогласия окружающих, человек должен отказаться от права на вещи в той мере, в какой это требуется для самозащиты и мира. Из этого закона вытекает третий: людям необходимо выполнять соглашения, которые они заключили. Остальные естественные законы можно резюмировать одним правилом: «не делай другому того, чего не хочешь себе».
Социально-философские политические идеи Гоббса
Гоббс – основатель «договорной» теории происхождения государства.
Как и многие другие политические мыслители после Бодена, Гоббс выделил всего 3 формы государства:
- демократия;
- аристократия;
- монархия.
Демократию он не одобрял, так как считал, что чернь не может обладать большой мудростью, что может привести к гражданской войне. Аристократия лучше, совершеннее, так как меньше похожа на народное правление и приближена к монархии. Лучшей формой государства является монархия, соответствующая идеалам абсолютной и неразделяемой власти.
Гоббс рассматривал государство в качестве договора между людьми, который положил конец естественному догосударственному состоянию «война всех против всех». Он был сторонником принципа изначального равенства людей. Людей создал Творец, они изначально равны как физически, так и интеллектуально, имеют равные возможности, включая права и свободу воли. Отдельные граждане по своему желанию ограничили собственные права и свободы в пользу государства, задачей которого является обеспечение мира и безопасности. Гоббс не утверждал, что все государства образовались через договор. Но он считал, что для достижения верховной власти есть два пути – физическая сила и добровольное соглашение.
Гоббс – приверженец принципа правого позитивизма, он превозносил роль государства, которое признавал абсолютным сувереном. В вопросах государственной формы он склонялся к монархии. Также Гоббс считал необходимым сохранять религию в качестве орудия государственной власти, чтобы иметь возможность обуздать народ.
В трактате «Левиафан» Гоббс выделил три момента становления политического организма:
- естественное состояние;
- переход к государству;
- государственное состояние.
Естественное состояние предполагает войну всех против всех. Естественные законы не могут привести к миру и безопасности, так как каждый человек не готов отказаться от части своих прав. Закон может быть выполнен только принуждением и силой и в качестве такой силы выступает государство.
Добродетели обуславливаются разумным пониманием того, что может поспособствовать, а что воспрепятствовать на пути достижения блага. Моральный долг, таким образом, приравнивается к гражданским обязанностям, следующим из общественного договора.
Особое внимание уделялось Гоббсом проблеме восстаний в государстве. Этому он посвятил одну из глав своего труда «Философские основания учения о гражданине», который был опубликован в 1642 году.
Как считают современные исследователи, идеи Гоббса относительно формирования социального протеста являются основой двух популярных во второй половине ХХ века теорий: теории относительно депривации и теории рационального выбора.