Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Тейяр Де Шарден, французский философ, палеонтолог, теолог

Биография Тейяра де Шардена

Определение 1

Тейярдизм – это философское течение, сочетающее в себе ряд естественнонаучных и христианских элементов и считающего, что цель умственного и общественного развития человечества – полное духовное единство, названное «точка Омеги».

Пьер Тейяр де Шарден – французский католический теолог и философ, биолог, геолог, археолог, палеонтолог и антрополог. Он внес значительный вклад в развитие палеонтологии, антропологии, философии и католической теологии. Является членом ордена иезуитов и священником.

Замечание 1

Один из открывателей синантропа.

Вместе с Владимиром Вернадским и Эдуардом Леруа Шарден создал учение о ноосфере, разработал своеобразный синтез католической христианской традиции с современной теорией космической эволюции. Однако, после него не осталось ни школы, ни прямых учеников, хотя им было основано новое философское течение – тейярдизм. Изначально оно осуждалось, но позже было интегрировано в доктрину католической церкви и стало наиболее влиятельной теологией, противоположной неотомизму.

Мари Жозеф Пьер Тейяр де Шарден родился 1 мая 1881 года в Сарсена, Франция, в католической семье. В 1892 году поступил учиться в колледж Нотр-Дам-де-Монгре, принадлежавший к ордену иезуитов – Обществу Иисуса. В 1899 году он окончил колледж со степенью бакалавра по специальностям философии и математики и присоединился к ордену иезуитов.

В 1904-1907 годах преподавал химию и физику в иезуитском колледже Св. Семейства в Каире. 14 августа 1911 года был рукоположен в священники, ему было 30 лет.

В декабре 1914 года его призвали в армию, служил Шарден санитаром-носильщиком. Он прошел всю войну, получил Воинскую медаль и орден Почетного легиона. Именно в военный период он много размышлял о духовной жизни и мистике.

В 1920 году Шарден продолжил свое обучение в Сорбонне, а в 1922 году в Парижском католическом университете защитил докторскую диссертацию в области естественных наук, по теме «Млекопитающие нижнего эоцена Франции». Там же его назначили профессором кафедры геологии.

Во время Второй мировой войны, Тейяр де Шарден находился в вынужденной изоляции, в Пекине, жил в посольском квартале. В 1940 году вместе с Пьером Леруа он основал в Пекине геобиологический институт, а в 1943 с тем же Леруа преступил к выпуску журнала «Геобиология». В этот же период он написал главную свою работу «Феномен человека».

«Тейяр Де Шарден, французский философ, палеонтолог, теолог» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Умер Тейяр Де Шарден 10 апреля 1955 года в Нью-Йорке от сердечного приступа.

После его смерти создали комиссию, которая состояла из его друзей, включая выдающихся ученых – А. Брейля, Дж. Хаксли, А. Тойнби, М. Мерло-Понти и др. Комиссия составила и подготовила к изданию собрание сочинений из 10 томов, в которое вошли практически все работы Шардена, за исключением писем и отдельных эссе. Собрание сочинений в 1957 году открыл «Феномен человека».

Взгляды и идеи Тейяра Де Шардена

Основные работы Шардена в области философии и теологии были направлены на то, чтобы переосмыслить догматы католической церкви в понятиях теории эволюции. В попытках создания новой теологии, де Шарден указывал недостатки принятых в католической церкви томистских взглядов:

  • Первый недостаток – статическая рациональная схема томизма, не позволяющая показывать динамику творения, грехопадение и искупление, являющиеся взаимосвязанными процессами.
  • Второй недостаток – озабоченность судьбой и спасением индивидуального субъекта, который является целостным организмом и обладает единым разумом.

Также Тейяром де Шарденом были выделены три последовательные, качественно различающиеся эволюционные стадии:

  • литосфера;
  • биосфера;
  • ноосфера.

Он считал, что эволюция не завершилась на человеке как на индивидууме, она продолжается по мере того, как человечество объединяется в сообщества с возрастанием дифференциации индивидуальных функций и взаимосвязью. Человечество все плотнее заселяет ограниченную территорию Земли, появляются новые средства связи людей.

После самоконцентрации ноосферы, идет следующий шаг – присоединение ноосферы к другому мыслительному центру, сверхинтеллектуальному, степень развития которого не нуждается в использовании материальных носителей и целиком принадлежит к области Духа. Иными словами, вещество, постепенно увеличивающее степень организованности и самоконцентрации, превращается в мысль, а мысль, развиваясь по тому же пути, неизбежно превращается в Дух. Сначала в Дух Земли, затем он дает начало Парусии – Второму Пришествию Иисуса, призыву к нему о движении навстречу.

Философские взгляды Тейяра де Шардена приближают его к монизму, то есть идее о единстве материи и сознания. Он отвергал дуализм, материализм и спиритуализм. Он считал, что материя – это матрица для развития духовного начала. Физическая энергия, убывающая в соответствии с законом энтропии, противопоставляется духовной энергии, возрастающей по мере эволюционного процесса. Де Шарден считал, что духовное начало характерно для всего живого, так как именно оно – источник целостности и в скрытом виде присутствует даже на атомарном и молекулярном уровнях. Сознание приобретает психическую форму в живой материи. Духовное начало в человеке превращается в самосознание.

Замечание 2

Точка Омега для де Шардена – это Бог. То есть символическое изображение Иисуса, который из-за силы собственного притяжения задает направление и цель эволюции синтеза. Процесс эволюции является естественным приготовлением к сверхприродному порядку, который указывает Иисус. Его движущая сила – ортогенез – целеустремленное сознание. В процессе эволюции материя-энергия истощает весь свой потенциал для дальнейшего развития.

Слово Божие с самого своего начала имманентно природе, то есть является синтезирующей силой, которая творит и объединяет, приводит все элементы в различные невероятные сочетания вопреки законам энтропии. Благодаря тому, что в историческом Христе Слово Божие демонстрирует свою эволюционную мощь в высшей форме – личной любви. Самопожертвование Христа демонстрирует любовь Бога к человеку и призывает отказаться от греха. Таким образом, основа и завершение научной космогонии де Шардена – его теология.

Дата последнего обновления статьи: 11.07.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot