Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Социальная форма движения материи и её специфика

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / Философия / Социальная форма движения материи и её специфика
Социальная форма движения материи и её специфика
Определение 1

Материя – это философское понятие, обозначающее объективную реальность, доступную для наблюдения и фиксации человеком, но существующую независимо от него

Понятие материи и виды ее движения

Материя является одной из базовых категорий философии. Рассматривая подходы к определению сущности бытия философы так или иначе склонялись к выбору в качестве субстанции либо материи, либо духа. В разные периоды дух был представлен в разных качествах – богов, разума, сознания, души, воли. Представления о материи, также менялись и эволюционировали со временем.

Древние греки понимали материю как стихию, в этот же период сформировалось и атомистическое учение. Оно легко в основу корпускулярного понимания материи как вещества в Новое время, ставшего базой для развития естествознания на двести лет. Однако развитие научного знания подвергло данное представление о материи жесткой критики и показало его полную несостоятельность – в начале двадцатого века был расщеплен атом, который рассматривался в философии как вечная и неуничтожимая единица материи. Новое ее понимание было сформировано в рамках диалектического материализма, и включает в себя все известные, а также потенциальна неоткрытые формы существования материи.

Важнейшим свойством материи, главным способом ее существования является движение.

Определение 2

Движение – это любое отклонение материи от ее первоначального состояния.

Движение вечно, оно существует на любом уровне организации материи и создает условия для преобразования материи из одной формы ее существования в другую. Выделяют несколько видов движения материи:

  • механическое, т.е. простое перемещение;
  • квантовое, т.е. перемещение-телепортация;
  • физическое, т.е. протекание физических реакций;
  • химическое, т.е. преобразование природы вещества;
  • биологическое, как процессы, поддерживающие существование живых организмов;
  • социальное, как процессы, протекающие в обществе.

Особым видом движения является развитие.

Определение 3

Развитие – это движение материи, при котором ее структура претерпевает качественные изменения.

Развитие может проходить в различных направлениях и вести к прогрессу, т.е. усилению процессов дифференциации и интеграции в системе, к регрессу, т.е. к рассогласованию и деградации ее структуры, и наконец протекать в горизонтальной плоскости, когда структура объекта меняется без усложнения или упрощения.

Общество как специфическая форма материи

Определение 4

Общество – это совокупность всех форм и способов взаимодействия и организации людей, существующее в историческом аспекте.

Общество представляет собой высшую форму организации материи и включает в себя множество продуктов ее функционирования – нематериальных, идеальных образований, благодаря которым общество получает возможность осознавать свою целостность, идентифицировать себя и отграничивать от других форм материи и других обществ, приобретать устойчивый характер.

В основе общества лежат общественные отношения и социальные институты, а также производство. Материальное производство выстраивает базис существования общества – тот необходимый минимум, благодаря которому общество может существовать физически как совокупность живых существ. Распределение и потребление материальных и духовных благ, полученных в ходе производства обеспечивается благодаря общественным отношениям, т.е. взаимодействием как между отдельными индивидами внутри общества, так между членами общества и окружающей средой, а также благами, которые носят продолжительный и закрепленный характер.

Совокупность материального производства и производственных, общественных отношений и составляет социальную форму движения материи. Ее специфическое отличие от других форм движения состоит в том, что человек, обладая сложным механизмом адаптации к окружающей среде – психике, имеет возможность целенаправленной активности. Он является относительно независимым от условий среды, и в отличии от животных, которым психика также присуща, действует не исходя из заданных извне параметров, а обладает способностью направлять поступки в соответствии со своими внутренними условиями, целями и желаниями. По этой причине социальное движение оказывают преобразующее воздействие на остальные формы материи, так как стремится преобразовать их в материальные и духовные блага.

Развитие как основаная форма существования общества

Рассматривая общество и социальное движение в историческом контексте нельзя не отметить, что с течением времени его внутренняя структура и сам характер деятельности претерпевает качественные изменения, которые приводят к усложнению структуры и ее выходу на новый уровень. На протяжении истории общества развиваются.

Развитие общества через призму движения материи наиболее подробно раскрыто в формационном подходе. Согласно данному подходу есть ряд основных стадий развития общества – формаций:

  • первобытнообщинная,
  • рабовладельческая,
  • феодальная,
  • капиталистическая,
  • коммунистическая.

Каждая стадия характеризуется определенным типом социального движения – спецификой производственных сил и отношений. Эта специфика закладывает внутренние противоречия в системе, которые по мере накопления количественных показателей, а именно увеличения производительности труда и числа производимых благ, приводят к кризису сложившейся системы общественных отношений, в первую очередь прав на блага и средства производства, ее последующему демонтажу и переустройству.

В тоже время развитие обществ не всегда происходит по пути прогресса, так рассматривая исторический процесс с точки зрения цивилизационного подхода можно отметить существования многих достаточно изолированных обществ – цивилизаций, которые достигнув пика своего прогрессивного преобразования, в дальнейшем теряли устойчивость и способность к эффективному функционированию, связи между сильно дифференцированными социальными институтами начинали нарушаться, что приводило к регрессу, последующему упадку, деградации и наконец полному их исчезновению.