Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Современная религиозная философия

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / Философия / Современная философия / Современная религиозная философия
Современная религиозная философия

Современная русская религиозная философия

Русская философия всегда отличалась особой тягой к христианской мысли. Наиболее ярко это воплотилось в философии рубежа XIX – XX веков. Однако и сейчас данное направление в философии не менее популярно и востребовано обществом. Как указывает В.Н. Белов, базовым компонентом религиозной философии становится опора на православие, выстраиваемая по связи-оппозиции «теоцентризм-антропоцентризм». Другая проблема заключается в свободном философском индивидуальном выражении соборного христианско-православного опыта.

Еще со времен противостояния славянофилов По данной теме мы уже выполнили дипломную работу Учение славянофилов подробнее и западников встала проблема образа России и ее исторического пути. А.С. Панарин указывает, что Россия представляет собой альтернативный вариант развития европейской цивилизации, который должен противостоять происходящей глобализации. В России должна сформироваться особая « православная По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Тело и телесность в православии подробнее цивилизация». Панарин укоряет западную цивилизацию в «коррозии» архетипической субстанциальности добра и дарения, что произошло под большим влиянием Маркса, Фрейда По данной теме мы уже выполнили реферат реферат по философии подробнее , Ницше По данной теме мы уже выполнили реферат реферат по философии подробнее , Соссюра. Человек в православии способен охватить всю полноту бытия при помощи космоцентрической установки сознания.

Помощь со студенческой работой на тему
Современная религиозная философия

С. С. Хоружий предпринял попытку сблизить философию и богословие. Так, он считает, что при помощи участного дискурса и участного мышления можно создать некую срединную философию, которая была бы способна актуализировать важнейшие философские достижения в области анализа различных мистических структур, а богословие в свою очередь способно показать ограниченность строгого научного подхода и позволит «расширить» горизонт философского дискурса.

Н. Ильин разработал новую русскую национальную философию, которая отвечает всем требования христианской философии. Основными проблемами в ней являются:

  • философия как таковая;
  • самосознание как необходимая предпосылка богознания, позволяющее преодолеть разрыв между Богом и человеком;
  • национализм.

Неотомизм

Неотомизм представляет собой современное течение европейской религиозной философии. Неотомим исходит из учения Фомы Аквинского По данной теме мы уже выполнили реферат Филосовия Фомы Аквинского подробнее и является современным этапом в развитии томизма. По энциклике папы Римского Льва XIII неотомизм получил официальное признание католической церкви (1879 год).

В число его представителей входили следующие лица:

  • Жильсон;
  • Вруггер;
  • Маритен;
  • Грабман;
  • Падовани и др.

В центре философии неотомизма - бытие Бога и вера в тотальность божественного бытия, которое порождает все многообразие сущего. Основной принцип заключается в гармонии веры и разума, который заключается в стремлении при помощи веры и разума объединить религию и рационально-логическую науку и знания. Неотомисты подчеркивали, что без разума религия превращается в слепое поклонение, суеверие, тем не менее и один разум без веры превращается в слепую гордыню.

Замечание 1

В своей философии неотомизм противостоит как материализму, так и субъективному идеализму. Он стремится к универсализму, главная задача его - объединить в одно целое веру и разум, умозрения и эмпирический опыт, индивидуализм и соборность человеческой жизни. Неотомизм стремится при помощи рациональных методов оправдать теологические положения.

Неотомизм восходит к учению Фомы Аквинского, поскольку тот в классической форме установил различие между естественным и сверхъестественным, между человеческим материальным миром и Богом. Доказательством проникновения божественного во все сущее является пять оснований бытия Бога, изложенный Фомой Аквинским По данной теме мы уже выполнили реферат Философия Фомы Аквинского подробнее .

Нетомисты считают, что природное бытие можно поделить на естественное и идеальное, а также логическое. Субстанция, представляющая собой всеобщее бытие, возможно, имеет разумную природу и может быть постигнута разумом. Назначение сознания заключается в постижении трансцендентного в чувственном воспринимаемом.

Тейярдизм

Данное направление философии заложил П. Тейяр де Шарден (1881 - 1955) - французский католический философ, биолог, теолог, палеонтолог, ахеолог и антрополог. За свои взгляды Тейяр был лишен при жизни права преподавать и публиковать свои философские религиозные сочинения. Однако с 60-х годов интерес к ним увеличивается, на данный момент тейярдизм представляет собой одно из влиятельных направлений в религиозной философии, представляющей оппозицию и альтернативу неотомизму.

В христианское миропонимание Тейяр внес научный принцип эволюции и развития. Он считал, что данный принцип находится в самой действительности и присущ всем аспектам природы. Мир постоянно находится в развитии от простого к сложному, причем присутствует связь между качественными и количественными изменениями. Появление нового качества представляет собой скачок - точке измерений, в «точке Альфа». Космогенез Тейяра складывается через прохождение следующих этапов: неорганический мир, органическая материя, духовный мир, Бог. Человек, хоть и включен в звено и процесс эволюции, н занимает в нем совершенно особое место, потому что на его уровне формируется высшая форма развития мира - мысль, духовность и сознание.

До человека развитие было разобщено, и оно постоянно усиливалось. Появление человека привело к тому, что начал происходить высший синтез всего сущего, что создало новую сферу духа, которую Тейяр называет ноосферой, понимая под ним мыслящий пласт Земли.

Кроме того, Тейяр разрабатывал идею о всеобщей одушевленности материи, считая, что каждый атом и любая элементарная частица имею свои зачатки духа. Развитие материи происходит за счет обладания ею радиальной энергии, что толкает к более сложному состоянию. По мнению Тейяра, развитие всего имеет свое направление, человек в нем стремится к Богу, который выступает в качестве конечной цели мироздания.

Такая же эволюция должна коснуться человеческого общества. Оно заключается во всеобщей тотализации и социализации. Должны быть преодолены все интеллектуальные, политические, религиозные и языковые барьеры, первоначально возникнут общие для всего человечества культура, наука, мораль, религия, техника. Итогом развития предстает отделение человеческого сознания и духовной культуры от материального сознания и их отдельное существование в виде особой сферы реальности.