Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Тема мистического познания в русской философии 19-20 вв.

Особенности русской философии 19 - начала 20 вв.

Русская философия, по сравнению с греческой, восточной или европейской, сравнительно молода, формировалась она в 19-ом - начале 20-го веках, и ее развитие было прервано становлением советского государства и новой философской системы на территории страны, хотя в работах философов, которые покинули Россию, идеи русской философии продолжали развиваться. Русская философия представлена следующими именами:

  • В.С. Соловьев;
  • братья С.Н. и Е.Н. Трубецкие;
  • С.Л. Франк;
  • А.Ф. Лосев;
  • И.А, Ильин;
  • П. Флоренский;
  • Н.А. Бердяев;
  • Н.О. Лосский и др.

Русская философия так и не превратилась в законченную рациональную систему, однако в ней выработались свои отличительные особенности. Занимаясь вопросами мироздания, русская философия основывается, прежде всего, внутреннем, интуитивном и чисто мистическом познании. Ей чужда рационалистичность и холодная выверенность европейской философии, тем более немецкой. Представители русской философии стояли на позиции, что познать смысл бытия возможно не через логические понятия, а только через символ, используя силу воображения, выходя за грани обычного.

С точки зрения А. Ф. Лосева, русская философия вынуждена была постоянно вести борьбу между западноевропейским ratio и восточно-христианским богочеловеческим Логосом. Под ratio понималось, прежде всего, разумное начало, рационализм, интеллект, а Логос божественен и метафизичен. Это основа бытия, он проникает во все. В основе русской философии лежит христианское вероучение. Логос-Слово сотворило все сущее, все тайное имеет в себе божественное начало. Познание истины возможно только как осознание своего бытия в Истине. Познание мистично и безгранично.

Замечание 1

В логизме личность занимает центральное место. Человек должен познать в себе затаенное божественное зерно, таким образом он познает Бога. Но человек ограничен своей сущностью, отсюда борьба между конкретным земным ratio и божественным Логосом, но с каждой своей победой он восходит к постижению иррациональных и тайных глубин космоса.

«Тема мистического познания в русской философии 19-20 вв.» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Мистицизм в философии русских мыслителей

Одним из первых русских философов, затронувших тему мистицизма, был Григорий Сковорода, живший еще в 18 веке. По словам А.Ф. Лосева, Сковороду можно назвать русским Сократом. С центре его философии стоит человек, человек – это микрокосм, познание возможно только через человека. Цель жизни человека состоит в том, чтобы познать самого себя. Только в себе человек должен найти тот критерий, который станет основой жизни и основой познания себя. Только внутри себя.

Сковорода также говорил о мистическом символизме. Разум человек порождает только схемы, но познать живую связь бытия он не в силах. Истинное познание возможно только через использование образов. Не видя символов, не видно истины. Библия является для него настоящим миром, в котором скрыта истина, зашифрованная в символах. Библия учит, что в человеке два сердца – одно смертное, другое вечное, человеку необходимо понять свою двойственную природу и узреть божественную силу.

Большой вклад в развитие русской философии внесли славянофилы. Они рассматривали историю России и ее исторический путь через антитезу «Восток-Запад», но подчас в их рассуждениях было слишком много оторванного от реальности идеализма и романтизма. Однако именно славянофилы первыми выявили синтез русского народного духа и восточнохристианского религиозного опыта. Так сформировалось своеобразное место России в историческом процессе и ее призвание. Русская земля стала выступать как носительница христианской истины, имеющей свой особый путь и особую миссию, возложенную на нее свыше. Православное христианство признавалось как особый тип мировой культуры.

Славянофилы А. Хомяков и И. Киреевский противопоставляли познание европейской и русской философии. Они считали, что европейской философии свойственно «худосочное» познание, в то время как русская философия говорит о соборности. Хомяков видит настоящий метод познания только в церковном общении и любви. Для русских философов вся философия держится на вере, в ней находят свое примирение многие элементы, даже рационалистические.

Мистическое познание в философии В. Соловьева

Главная идея философии В. Соловьева состоит в духовной телесности. Соловьев говорит о святости, чистоте и красоте материи и тела. Истинный гуманизм, по его мнению, состоит в вере в Христа как в Богочеловека, но он идет еще дальше и говорит о вере в богоматерию. Тело и любая другая видимая человеку материя – это только часть первичной чистой и недоступной воздействию Мировой души. Материя обособилась и потеряла свою святость, но сумела сохранить элементы всеединства, теперь же они составили основу земной жизни. Идя путем аскезы человек не уничтожает свое тело, а возвышает свой дух за счет тела, поскольку все же материя – это не достойное место для божественного человеческого духа.

Познание у Соловьева также имеет религиозные корни. По его мнению, если ставится вопрос об истинном познании, то субъект изначально представляет себе уже то, что такое истина. В таком случае истина приобретает формализованный характер. Ни наука (рационалистическое познание), ни чистая философия не дают верного знания, поскольку они оба создают продукт деятельности субъективного Я, ни тот, ни другой не могут дать гарантии, что здесь найдено истинное знание. Для истинного познания необходимо предположить заранее существование объекта и его двойственное отношение к познающему субъекту. Так как истина имеет множество сторон, то только их единство – Всеединство – может быть истиной.

Источником познания выступает непосредственное чувство, ощущением, не связанное в каким-то конкретным содержанием. Оно по себе у всех одинаково, только когда мы пытаемся его словесно выделить, описать, определить, возникают многочисленные разногласия. Познание складывается не в восприятии и в понятии, а в совершении мистического акта. В основе такого познания лежит вера в то, что этот объект действительно существует, на основе веры возникает представление о предмете, появляется мистическое знание, которое сообщает субъекту, чем является объект.

Дата последнего обновления статьи: 03.04.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot