З. Бауман – это британский социолог, профессор Лидского университета, который приобрел известность благодаря своими исследованиями социального пространства. В сферу его научных интересов входили антиглобализм, глобализация, модерн и постмодерн, бедность, труд и пр.
Биографический очерк
Бауман родился в Польше в семье евреев. В начале Второй мировой войны спасаясь от оккупировавших Польшу фашистов, его семья уехала в СССР. В молодости Бауман был убежденным коммунистом и ушел добровольцем в армию. Он принимал участие в сражении при Кольберге и в берлинской операции. В 1945 году он был награжден Военным крестом за доблесть.
Параллельно со службой Бауман занимался изучением социологии в Варшавской Академии социальных наук. Социология как специальность была в то время в СССР исключена из учебных планов за свою «буржуазную направленность». В дальнейшем Бауман продолжил свою учебу на факультете философии в Варшаве. Среди его учителей можно отметить Станислава Оссовского и Ю. Хохфельда.
Карьера Бауман была поставлены под угрозу в 1953 году, когда проходили антиеврейские чистки. Его отец имел радикальные сионистские взгляды. Несмотря на это Зигмунд был последовательным и ярым противником сионизма, однако его все же уволили из органов государственной безопасности, что не помешало ему закончить учебу в университете. Во время своей поездки в Лондон Бауман заканчивал работу над подробным исследованием истории социалистического движения Британии. В нем Бауман выступает с марксистских позиций, но отходит от русла официальной идеологии стран восточного блока. В силу собственной уникальной близости к критической теории западного марксизма Бауман так и не получил профессорское звание.
В условиях усиления политического давления в результате антисемитской кампании, проводимой министром Мечиславом Мочарой, Бауман отказался от членства в объединенной рабочей партии в январе 1968 года. Работая в Великобритании З. Бауман в качестве мыслителя-постмодерниста обрел мировое признание, оказывая значимое влияние на разнообразных авторов от левых до либералов. В конце 1990 года Бауман стал одним из признанных теоретиков альтерглобалистского движения.
Что касается ключевых идей Баумана, то в их центре находилось современное общество, которое лишено веры в прогресс и систему политических обещаний. Данный этап развития социума называется постмодерном.
Постмодерн характеризуется большой степенью неопределенности, которая пронизывает жизнь индивида и существование всего социального пространства. При этом Бауман использует метафору «текучая современность».
Феномен «текучей современности»
Текучая современность определяется следующими аспектами:
- переход от сложного структурированного мира, который обременяется разнообразной сетью социальных обязательств и условий к такому миру, который можно было бы характеризовать как гибкий, текучий, свободный;
- в таком мире происходит отмирание некоторых слов, институций и форм.
По факту в таком мире можно отметить состояние непрерывного перемещения, перетекания, плавления. Начинается в некотором роде подвижная стадия, при которой формируется новая действительность.
В «текучей современности» человек становится мобильным и не обременяется длительными обстоятельствами. Он может изменить все то, что создает самостоятельно. Один из главных факторов в подобном мире – это близость к источникам неопределенности и способность ускользать и отдаляться.
По мнению Баумана, такой переход повлек за собой существенные изменения человеческой жизни. Бауман отобрал несколько основных понятий, которые характеризовали человеческую жизнь. Среди них:
- «индивидуальность»;
- «освобождение»;
- «пространство и время»;
- «труд и сообщество».
Он отслеживает, как меняются их воплощение на практике и значение в современной общественной реальности.
Необходимо также отметить и тот факт, что в Бауман анализирует современность, опираясь на несколько ключевых концепций, а именно: структурализм и Франкфуртскую школу критической теории, а также радикальную американскую социологию под руководством Ч. Миллса.
Также следует подчеркнуть, что по ряду вопросов Бауман активно полемизирует с представителями критического социологического направления. Он в некотором роде пытается дистанцироваться от них. Но в главном смысле он с ними солидарен. Он говорит о том, что общественная наука может и должна служить освобождению человека. Но как это возможно в условиях «текучей современности»? Эмпирически наличествующие формы социальных отношений не совершенны, и они нуждаются в качественном анализе и интерпретации. Как совместить при этом все поставленные задачи, избегая противоречия.
Полное бездействие и попытки активного поведения в данном случае не станут оптимальными. Первое, так или иначе, станет путем к доминированию что провоцирует ограничение свободы, ее всестороннее угнетение, с утилитарной прагматикой результатов, имеющих приоритет над этическими принципами, и с ослаблением и последующим искажением сущностного смысла свободы, которая присуща каждому конкретному человеку.
Таким образом, представления Баумана заслуживают внимания и могут быть признаны значимыми в контексте понимания современной реальности и при осуществлении поиска собственного предназначения людьми различного ранга и социальной поведенческой направленности.