Человеческая сущность от природы всегда стремилась к накоплению и приобретению все новых и новых знаний. Овладение секретами бытия является выражением наивысших устремлений творческой и креативной активности разумного сознания, которое составляет гордость человеческого мира.
За всю свою историю существования теория познания проходила очень тяжелый и тернистый путь, от примитивного и ограниченного познания, к более глубокому и всестороннему развитию и внедрению в существо окружающего мира.
На протяжении всей своей истории в теорию познания внедрялись огромное количество свойств, фактов, законов природы, жизни человека и общества, одна картина мира заменяла иную устаревшую. Развитие рационального знания возникало с развитием производственных параметров общества, с развитием художественного творчества и искусства.
Знание являет собою самую сложную систему, какая выступает в форме социальной памяти, ее сущность передается от поколения к поколению, от одной культуры к другой, от одного этноса к другому. Делается это посредством механизма социальной наследственности и, конечно же, культуры.
Теория познания
Теория познания являет собою общую теорию, которая уясняет саму природу познавательной функции человеческой деятельности. Это обозначение применяется вне зависимости от области искусства, науки, житейской практики, мировоззренческой позиции и т.д. Теория познания берет начало своего развития сразу же после возникновения философии еще в эпоху Античности.
Рисунок 1.
Важно заметить некоторое разделение теории познания на несколько ответвлений. Теория познания гносеология означает узнавание и познание, в то время как эпистемологическая концепция характеризует умение и науку.
В русском языке понятия знания и познания имеют два основных значения: Это добытый факт, определенная данность или информация, а во-вторых, это процесс добычи знания, узнавания в первом смысле.
Следует знать, что гносеология не может не затрагивать указанных сторон. В узком смысле понятие гносеологии скорее будет исследованием человеком природы существующего знания, нежели методов его добычи. Таким образом, гносеология равняется знанию о знании.
В современном мире философы все больше обращаются к дилемме процесса приобретения знания, его развития и приращения, а это предполагает использование и изучение достижений истории наук, данных когнитивной психологии, учет личностного фактора в познавательной деятельности.
Проблема познаваемости мира и философский скептицизм
Человеческий разум, поднимаясь по спирали познания, на каждом новом витке вновь и вновь пытается ответить на вопрос: как возможно познание, познаваем ли мир в принципе? Это не простой вопрос. В самом деле, Вселенная бесконечна, а человек конечен, и в границах его конечного опыта невозможно познание того, что бесконечно. Этот вопрос преследовал философскую мысль в самых разных формах. Вспомните слова Фауста:
"Природа для меня загадка, Я на познании ставлю крест. В попытке ответить на него можно обозначить три основные линии: оптимизм, скептицизм и агностицизм. Оптимисты утверждают принципиальную познаваемость мира".
Рисунок 2.
Примером оптимистического взгляда на познавательную функцию человека является позиция Гегеля, которая заключается в словах: «У скрытой и замкнутой вначале сущности вселенной нет силы, которая могла бы противостоять дерзанию познания; она должна раскрыться перед ним, показать ему свои богатства и свои глубины и дать ему наслаждаться ими». Скептики, в свою очередь, не отрицают возможности познаваемости мира, но выражают теорию сомнения в истинности знания, тогда как агностики напрочь отрицают познаваемость мира.
Проблема взаимосвязи чувственного и рационального в познании и различные подходы к ее решению
На протяжении всей истории человеческого познания существовало два вида его интерпретации: рациональное и чувственное. Чувственное познание связано непосредственно и неразрывно с деятельностью всех человеческих органов чувств. Это эмпирическое познание. Теория рационального или логического познания подразумевает работу разума в абстрактно-понятийном мышлении человеческого разума.
К главным формам эмпирического познания необходимо отнести восприятия, представления и ощущения.
Логическое познание, или рациональное в своем большинстве сводится к единому понятийному всеобщему мышлению. Абстрактное мышление являет собою целенаправленное и обобщенное воспроизведение в отличном виде закономерных и существенных качеств, отношения и взаимосвязи вещей. Главные виды рационального познания характеризуются умозаключением, теорией, гипотезой и понятием.
Рисунок 3.