«Смутное время» как фактор развития неодаосизма
Традиционная историография рассматривает время падения династии Хань (220) и время Троецарствия (220-280) как эпохи смут и дезинтеграции общественной реальности. От подобной нестабильности многие искали убежища в «мистических учениях» самого различного толка. Именно с этим было связано обострение интереса к учению Лао-цзы, а также других философов древности, что, в частности, отразилось в творчестве Ван Би (226-249), который приложил свои основные усилия, чтобы развить концепцию небытия как первоисточника всего сущего.
Основные положения неодаосизма
Отправной пункт его рассуждений состоит, по-видимому, в замечании, содержащемся в трактате Лао-цзы:
«В мире все вещи рождаются в бытии, а бытие рождается в небытии».
Ван Би комментирует этот фрагмент следующим образом:
«Все вещи в Поднебесной живут, обладая бытием; начало бытия имеет корнем небытие; если хочешь сохранить в целости бытие, необходимо вернуться к небытию».
Если учитывать, что в китайской философии оппозиция бытия небытию понималась как противопоставление явленного мира (мира вещей) неявленному миру (образов или символов), то можно сделать вывод об утверждении Ван Би, также как Лао-цзы и Чжуан-цзы, необходимости непосредственного созерцания истинной реальности («добытийной»), которая лишь частично находит выражение через внешние формы и частично вербализуема.
В своей повседневной жизни индивид имеет дело с явлениями, в терминологии Ван Би – с «верхушками», но он должен обращать внимание на сущности, называемые им «корнями». Отсюда им делается вывод о том, что овладевание «корнем» явления ведет нас к получению власти над ним и получению практического результата, к примеру, в области исправления нравов: так, чтобы искоренить воровство, нужно уничтожить желание (воровать), а не строгих наказывать (Лао-цзы чжилюэ). «Порядок вещей» относится Ван Би к «добытийной» сфере, а феноменальный мир истолковывается им как сфера свободной игры страстей человечества; а роль философа ("совершенномудрого") как лица, управляющего многими.
Неодаосизм как культурное явление в средневековом Китае
Даосами в средневековом Китае обслуживались многочисленные храмы и кумирены, создававшиеся в честь многочисленных божеств и героев, духов и бессмертных, составлявших постоянно разраставшийся даосский пантеон. Они были участниками бытовых обрядов, в частности церемониала похорон.
В раннее средневековье даосизм, начавшись как преследуемая секта, стал признаваемой и даже необходимой для страны религией. Он занял достаточно прочное положение в китайской культуре еще и потому, что даосы, несмотря на мировоззренческие расхождения с конфуцианством, не стремились соперничать с его представителями, а скромно заполняли те лакуны в культуре и народной жизни, которые оставались без внимания конфуцианцев.
Большей сложностью отличались взаимоотношения даосов и буддистов, которые проникли в Китай в начале нашей эры и активно сотрудничали с даосами. Содействуя укреплению буддизма на почве китайской культуры, посредством предоставления и передачи терминов и знанийи, даосы так же щедро черпали сведения у буддистов и обогащали свое мировоззрение за счет духовных достижений представителей индо-буддизма.
Так, даосы заимствовал у буддистов ряд идей (например, об аде и рае), институтов (например, институт монашества) и так далее. Но по мере приобретения буддизмом самостоятельности в Китае его идеологов все больше не устраивали бесцеремонные заимствования со стороны даосов. Будучи вынужденными отстаивать свой авторитет, даосы выдумали легенду о оплодотворении Лао-цзы спящей матери Будды в Индии во время путешествия на запад, что делало все даосские заимствования из буддизма обоснованными.