Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Неоконфуцианство и Чжу Си

Неоконфуцианство в средневековом Китае

Хотя истоками неоконфуцианства как течения философской мысли были достижения философов эпохи Тань, в его рамках удалось самостоятельно построить принципиально новую концепцию, позволяющую охватить все бытие в его целостности. Центральное понятие данного учения - высший «закон – принцип» (ли), управляющий образованием вещей, благодаря которому происходит формирование индивидуальных живых объектов, например, различных пород животных и т.п.

Вследствие этого неоконфуцианцское учение называется также лисюэ, то есть учение о ли. Субстанциальная основа единства всего сущего в учении неоконфуцианцев – это эфир (ци или пневма). Он является динамической субстанцией, имеющей разнообразные свойства и способной к приданию этих свойств вещам (к примеру, сияние-свечение звезд, являющихся результатом сгущения эфира-ци, возникает, так как сам ци способен к сиянию-свечению; в человеке же оно проявляется в форме просветленности ума).

Но эфир-ци, известный и всем предшествующим напарвлениям китайской философии, истолковывался ранее в терминах необусловленности и спонтанности. У Дун Чжуншу и у его предшественников он интерпретировался как передаточная среда между дао и «всем сущим», то есть феноменальным миром. Заслуга Чжу Си состояла в том, что он соединил в неразрывное динамическое единство эфир-ци и всеуправляющий, оптимизирующий закон-ли, утверждая их взаимодействие и взаимоподчинение друг другу.

Замечание 1

Чтобы переосмыслить предшествующую традицию в терминах ли-ци, было необходимо пересмотреть и унифицировать классические тексты, прокомментировать их в контексте нового учения, лисюэ. Эту задачу решил Чжу Си.

Чжу Си как основной представитель неоконфуцианства

Чжу Си (1130–1200) был выдающимся китайским философом, ученым-энциклопедистом, литератором, текстологом и комментатором конфуцианских канонических текстов, педагогом, главным представителем неоконфуцианского течения в средневековой китайской философии, наделивший это учение универсальным и систематизированным характером. В результате оно приобрело форму «учения о принципе» – «ли сюэ», и стало ортодоксальной идеологией и важным культурным стандартом в Китае и в ряде сопредельных стран, а в особенности в Корее и Японии.

«Неоконфуцианство и Чжу Си» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Был рожден 18 октября 1130 в Юси провинции Фуцзянь в семье ученого-чиновника, в 18 лет достиг высшей ученой степени цзиньши, впоследствие на протяжении 20 лет сферой его деятельности был главным образом научный и литературный труд. С 1178, будучи государственным служащим, Чжу Си несколько раз, но на недолгие периоды достигал высоких административных постов.

В 1196 из-за критических настроений по отношению к социальной действительности и реформаторской деятельности был лишен всех своих чинов и званий, а его учение оказалось под запретом. В 1199 был реабилитирован, посмертно наделен титулом го-гун (то есть «державный князь»), в 1241 возведен в ранг величайших конфуцианских авторитетов, а с 1313 во время правления инородной (монгольской) династии Юань учение Чжу Си было официально включено в содержание государственных экзаменов, сдаваемых для получения ученых степеней и чиновничьих должностей (кэ цзюй).

Умер философ 23 апреля 1200 в Каотине провинции Фуцзянь. Его литературное наследие отличается многообразием. Многие из его основополагающих идей содержатся в комментариях к конфуцианским классическим текстам (прежде всего к текстам Пятиканония и Четверокнижия), а также в беседах, записанных его учениками (юй лу).

Дата последнего обновления статьи: 28.09.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot