Происхождение мироздания и его устроение
Рассуждая о Начале, мусульманские философы, преимущественно опирались на основной догмат ислама - таухид, утверждающим единобожие (Нет бога, кроме Аллаха).
Разработка проблемы Начала арабскими философами - ал-Кинди (ок. 800 - ок. 870), ал-Фараби (870 - 950), Ибн Синой (латинизированное Авиценна) (980 - 1037), Ибн Рушдом (Аверроэсом) (1126-1198) происходила на основе достижений философов античности.
Так, Ал-Кинди наряду с использованием философских терминов, обозначая Начало, применяет термин теологический - Бог. Бог для него - это Первый принцип, Вечный, иногда истинное Единое.
Ал-Фараби, которого арабы называли вторым учителем (после Аристотеля), рассуждает о Начале как о Первом Сущем.
Коран содержит мифологическую творения, практически воспроизводящую библейский вариант. Теизм, исходящий из трансцендентности Бога, как творца мира и предопределяющего начала, выражается в теологии ислама через строгое разделение Бога и мира.
С теизмом схоластики мусульман соперничал суфийский мистический пантеизм, особенно концепция «единства бытия» («вахдат ал-вуджуд»), автором которой был Ибн Араби (1165-1240).
Согласно ей, уровнями проявления единства бытия являются:
- Абсолют,
- Имена,
- мир явлений.
Из данных уровней на первом содержится существование как таковое, абсолютное безграничное и безусловное бытие. Это, по словам Ибн Араби:
- Абсолют,
- Бог,
- Истина.
Творение вещей Богом истолковывается как переход из потенциального состояния в проявленное.
Учение о человеке
Вся история ислама, а особенно XIX-XX века, окрашена полемикой по поводу свободы человека, одной стороной в которой были приверженцы абсолютного фатализма, а другой сторонники если не полной, то умеренной свободы воли.
Так, в основании теологической этики ислама находится идея фатализма, порождаемого зависимостью мира от Аллаха. В рамках таких представлений социальная модель добродетельного приобрела строго нормативный характер (добродетель означает следование букве Корана).
С подобным абсолютным фатализмом не были согласны кадариты (от арабского «кадар» - судьба, рок), утверждавшие, что человек наделен свободой воли и сам отвечает за свои действия перед Аллахом. Идея о свободе воли была близка и богословам, принадлежащим к мутазилитам.
В суфизме степень совершенства человека зависит от его близости к Абсолюту, высшей степенью соотнесенности с ним. Такой критерий совершенства человека означал смещение акцентов с биосоциальной природы человека на божественную.
Ал-Фараби утверждал, что человек становится человеком при обретении им природной формы, способной и готовой стать действующим разумом. Первоначально у него есть страдательный разум, сравнимый с материей. Промежуточной ступенью межу страдательным разумом и действующим разумом является приобретенный разум.
Знание и рациональность
Знание в исламе относится к наиболее важным духовным ценностям.
Знание в арабо-исламской философии истолковывается в рамках теологического рационализма, который получил наибольшую проработку в трудах ал-Газали (ок. 1058- 1111). В них сказано, душа каждого человека с рождения содержит веру. Но одни из людей «отстраняются и забывают», а другие «долго размышляют и вспоминают».
Говоря о значимости разума для познания истины, ал-Газали считал более высоким и достоверным источником знания мистическую интуицию. В целом, он осуществил критику и одновременно определенный синтез всех известных на момент его жизни гносеологических подходов, достигнув примирения теологии и суфизма.
Непосредственно в суфийской гносеологии разум наделяется позитивной ролью лишь в ограниченной сфере познания, поскольку его суждения основаны на показаниях органов чувств, которые характеризуются обманчивостью. Главный орган познания - это сердце. Основными путями постижения истины признаются разум и интуиция.