Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Мифология и философия

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / Философия / Мифология и философия
Мифология и философия
Определение 1

Миф – это коллективная форма мировоззрения, характеризующаяся синткретичностью, символичностью, алогичностью, дающая целостное и нерефлексивное представление о мире.

Значение и специфика мифологии

Философия складывается в разных культурах – древних Греции, Индии и Китае приблизительно в один временной период – в середине первого тысячелетия до н.э. Однако новое философское мировоззрение и понимание мира возникает не на пустом месте, оно основывается и конкурирует с другим, более ранним мировоззрением – мифологическим. Миф, как способ отображения и осознания мира складывается в глубокой древности, одновременно с возникновением человеческого общества и культуры. Он развивается на протяжении тысячелетий сохраняя основные представления человека о окружающем мире, дополняя и расширяя их включая новые объекты, в том числе усложняющиеся социальные отношения.

Миф имеет ряд существенных особенностей:

  • коллективность,
  • синкретизм,
  • символичность,
  • некритичность,
  • прологичность.

Вопрос о соотношении общественного и индивидуального сознания остается спорным и в настоящее время, однако миф, как наиболее ранняя форма мировоззрения бесспорно является плодом коллективных представлений. Миф не имеет, и не может иметь конкретного автора, его творит все общество, на основании непосредственного опыта взаимодействия с миром. В мифе находят свое отражение общественные традиции, обычаи, магические практики и табу. Миф выступает безусловным регулятором социальных отношений, давая личности готовые представления о правилах и механизмах существования общества и человека в нем.

Одной из важнейших черт мифа является синкретизм. Синкретизм предполагает цельность, неразделенность образов мифа, что является следствием недифференцированности самого первобытного мышления. В нем человек не отделен от природы, живые объекты от неживых, объекты культуры от объектов природы и т.д. Миф не анализирует описываемые события, но дает их целостный образ, который в качестве единой «информационно-эмоциональной глыбы» запечатлевается человеком.

Символизм мифа выражается в использовании символов и образов вместо понятий. Символы более наглядны, они привязаны к определенным объектам, в них когнитивное содержание сплетается с чувственных переживанием, а также практической ценностью.

Миф некритичен. Он не предполагает переосмысления собственного содержания, попытки его обоснования или опровержения. Миф воспринимался человеком как должное, как безусловно правдивое описание мира. Данная черта мифологического сознания древности, была перенята религиозным сознанием современности.

Миф использует прологические связи между объектами. Причинно-следственные связи для него не характерны, их место занимают:

  • метаморфоза, т.е. взаимное превращение объектов и героев;
  • ассоциация, т.е. связь по сходству;
  • целевая причинность, т.е. изменение свойств объектов в зависимости от выбранной цели (так волшебный меч будет уничтожать врага, но бессилен против положительного персонажа).

Переход от мифологического мировоззрения к философскому

Несмотря на монолитность и большую глубину мифологического мировоззрения, оно оказалось неспособно удовлетворять растущие потребности общества, что привело к возникновению новой формы осмысления реальности – философии. К числу причин развития философского мировоззрения относят усложнение социальной структуры общества, развитие частной собственности и разделения труда, накопление и использование донаучных знаний, а также повышение производительности труда, которая дала основания для создания системы торгового и межкультурного обмена.

В этих новых условиях, когда социальная жизнь и общественные процессы приобрели слишком сложный и дифференцированный характер, возросла роль рядовой личности в обществе, возникла потребность в новом более гибком способе осмысления мира и места человека в нем. Человек, в особенности житель крупных городов – греческих полисов или индийских и китайских поселений, более не чувствовал себя частью природы, он мог вести жизнь, полностью обособленную от работы на земле.

При этом для первых философов и мудрецов характерна достаточно богатая биография – они много путешествовали, знакомясь с культурными, научными, духовными традициями и достижениями иных народов, что подталкивало их к сравнению, осмыслению различий и противоречий.

Основными чертами отличия философского мировоззрения от мифологического выступают:

  • использование понятийного аппарата;
  • абстрактно-логический характер связей;
  • личностное авторство концепций и теорий;
  • развитая традиция критики, аргументации и опровержения философских позиций;
  • стремление к построению непротиворечивой картины мира.

Мифология и современность

Хотя философское мировоззрение зародилось более двух тысяч лет назад, а на его основании позднее сформировалось научное мировоззрение, впитавшее в себя многие черты философского, влияние мифа и мифологичности на человеческую цивилизацию и общество не исчезло. Миф продолжил свое существование, хотя и утерял доминирующие позиции.

Значительная часть черт мифологического сознания вошла в религиозное сознание и мировоззрение – символичность, пралогичность, некритичность, в следствии которых религиозная вера даже в современном обществе остается неуязвима для логической аргументации – она существует на иных, мифологических основаниях.

Кроме того, на основании мифа сформировались основные представления и стереотипы общественного сознания, которые проявились не только в бессознательной части психики как архетипы, но и закрепились в культуре в виде традиций, обычаев, обрядов, многие из которых – свадьба, похороны, народные праздники, претерпевали со временем весьма незначительные изменения, а их восприятие даже в современном обществе остается весьма мифологическим.