Шестов Лев Исаакович ($1866 – 1938$) – русский философ экзистенциального направления.
Ключевые Труды
- «Достоевский и Ницше. Философия трагедии» $1903$
- «Апофеоз беспочвенности» $1905$
- «На весах Иова» $1929$
- «Афины и Иерусалим» $1938$
- «Только верою» $1957$
- «Умозрение и откровение» $1964$
Философская система
Вся философия Шестова парадоксальна и афористична, направленна на критику диктата разума и всех общезначимых истин, гнетущих утвержденных и обязательных норм, отягощающих суверенную личность.
Традиционной философии Шестов противопоставил «философию трагедии», в которой он описывал абсурд существования человека. Философское умозрение противопоставлялось откровению, дарующееся Богом. Осмысляя кризисную ситуацию буржуазного общества и неблагополучной жизни человека в таком обществе, Шестов черпает свои идей из Священного писания, Паскаля, Ницше, Достоевского, Кьеркегора.
В своих произведениях он проводит критический анализ касательно рационализма в философии, рационализма в этике и теологии.
Он провидит идею о невозможности разума усмотреть «последнюю истину», познать тайну человеческого бытия. Разум и наука могли бы быть полезными в повседневной и обыденной жизни. Они необходимы и обязательны, но никак не ценны для человека, как своеобразной и уникальной индивидуальности.
Шестов считал, что они «равнодушны» к человеческим переживаниям, его смерти, заключая человека в рабство необходимости, лишая его всякой творческой активности. Вся его иррационализация, отрицание общепринятых норм, культуры, особенно светского характера, ведёт Шестова к нигилизму. Преодолеть нигилизм Шестов пытается при помощи религии, отыскивая в откровениях тот путь, который приведёт его к личному спасению, истине, свободе.
Свободу Шестов соотносит с верой в Бога, для которого не существует ничего невозможного. Выбранная экзистенциальная позиция, характеризующаяся признанием абсурдности жизни и мистической верой в качестве средства спасения, выражает декаданс всего буржуазного философского и эстетического мировоззрения.
В своём главном философском труде «Афины и Иерусалим» Шестов приводит пояснение неправомерного притязания «умозрительной философии» на истину. К умозрительным философам-мыслителям относились не только рациональные представители: Сократ, Аристотель, Спиноза, Гегель, но так же и философы религиозного направления, не имеющие своей целью опровергать ум, а только лишь использовать его как определенный способ доказательства.
Истина, как полагал Шестов, полностью зависит от Бога, а не связана со всеобщими необходимыми положениями. Вступительным аккордом к своей философии Шестов считает слова Тертуллиана
«Верую, ибо абсурдно». ****
«Афины и Иерусалим» - выражение всей сути философских воззрений Шестова, это его бескомпромиссность и борьба за освобожденного человека и за другой, лучший мир для него. Истинная философия
«вытекает из того, что есть Бог»,
и только такая философия способна приблизить человека к «подлинному бытию». Шестов был подвержен «личности безумного мыслителя», охваченного поиском Бога за рамками морали и культуры. Бог у Шестова становится философом:
«Ницше открыл путь. Нужно искать того, что выше…добра, нужно искать Бога».
В России Шестов вел тесное общение и творческую полемику с Н. А. Бердяевым, С. Н. Булгаковым, М. О. Гершензоном, Д. С. Мережковским, В. В. Розановым, принимая участие в различных религиозно-философских собраниях, публиковался в журнале «Мир искусства».
Отрицая революцию в России, Шестов переезжает во Францию и преподает в Сорбонне лекции о В. Соловьеве, Достоевском, Толстом, Кьеркегоре. Труды и вклад Шестова в философию получили высокую оценку в мировом философском сообществе.