Истоки средневековой философии Китая
В китайской философии был выдвинут и обоснован принцип созвучия человека и окружающего мира. Китайское философское мышление, аналогично древнегреческой философии начинается с мифологического сознания. В китайских мифах небо, земля и вся природа как реальности, выступающие средой существования человека, были сакрализованными, то есть обожествлялись. В данной мифологизированной среде особо выделялся основополагающий принцип, правящий миром и сообщающий существование всем вещам. Данный принцип иногда понимался персонифицированно в качестве наивысшего правителя (шан-ди), но в большинстве случаев он выражался словом «небо» (тянь).
В древнекитайском мировоззрении вся природа была одушевленной, и для каждой вещи, места и явления было характерно наличие своих демонов. Одушевлялись и умершие. Так, из почитания душ почивших предков впоследствии образовался культ предков и долгое время сохранялась консервативность мышления в Древнем Китае. Китайцы верили в способность духов предсказывать будущее, а также влиять на поведение и действия людей. Древнейшие мифы уходят своими корнями глубоко во 2-ое тысячелетия до н. э. Философия средневекового Китая
Китайское средневековье
Эпоха Средневековья в Китае настолько длительна, что наполнена множеством явлений и событий. Процесс развития средневековой культуры и философии Китая можно представить как состоящий из:
- раннего периода (4–6 века),
- периода расцвета (7–13 века),
- позднего периода (14 – середина 19 века), завершающего долгий период истории китайского средневековья.
Средневековье было временем непрерывного обмена культурным опытом между странами Востока. Средневековая культура Китая, частью которой являлась философия, уже в начале средних веков обладавшая высокоразвитой художественной традицией, в значительной мере служила образцом для близко находящихся стран – Японии, Кореи и Вьетнама, которые по-своему осмыслили как китайскую философию, так и образы китайского искусства. Но и в самом Китае осуществлялись заимствования из духовной культуры Индии, Ирана и Афганистана. Так, наиболее знаменательным заимствованием из Индии был буддизм.
Основные философские учения состояли из укоренившихся в древности конфуцианства и даосизма, а также дополнившего их в первые века нашей эры буддизма. Однако китайской средневековой идеологии было свойственно гораздо меньшее подчинение церковным догматам, по сравнению с европейскими странами. Веротерпимость в Китае можно объяснить тем, что там давним сосуществовали многие секты и религиозные школы, вобравшие в себя целый комплекс народных верований. Именно в рамках этих философских школ и направлений в разные отрезки средних веков осуществлялось раскрытие новых сторон познания мира и углубление его восприятия.
Оппозиция «небо-человек»
Фундаментальное основание китайского мировоззрения - это оппозиция «небо – человек», так как средневековые философы Китая выясняли, как человек функционирует в природе (термин тянь – «небо» обозначает «природу», натуру во многих средневековых философских текстах Китая) и каким закономерностям подчинено взаимодействие человека и природы.
Особенностью китайской философии является ее натуралистичность, вследствие чего можно назвать ее, используя современный язык, экологичной. Поэтому тема «человек и природа» может служить основным смысловым контекстом для интерпретации свойственных различным группам философов представлений о мире как системе, функционирующей в соответствии с собственными внутренними закономерностями, обозначаемыми в их совокупности термином «дао» («путь» или «порядок движения»). В связи с этим для китайского мировоззрения было характерно то, что философами абсолютизировались природные процессы или морально значимое человеческое поведение.