Иудейская философия состоит из ключевых идей и принципов иудаизма, которые толкуются в русле философских понятий с целью философского обоснования. Данная философия образовалась и формировалась в свете философии и культурных ценностей, влияющих на иудейскую культуру народов, таких как эллины, мусульмане и христиане.
Древний период развития иудейской философии представлен этапами написания Танаха, Библии, Ветхого Завета, с дальнейшим формированием канонов. Возникают характерные представления о Боге, мире, человеке.
Ветхий Завет выступал значительнейшим достижением в развитии раннеиудейской философской мысли, которая оформлялась на протяжении $1$ века до н э. и заложила основу для всей последующей еврейской мысли.
Тора включает разделы:
- Пятикнижие
- Пророки
- Писание
Эллинестический период иудейской философии
$2-1$ вв до н.э. описывают первоначальный этап иудейской философии, возникшей под влиянием эллинизма. Эллинестический этап иэфилософии иудаизма Основным идейным представителем в это время выступает – Филон Александрийский. Его труды на греческом языке обращены к попытке найти и подтвердить в Священном Писании идеи античных философов и, особенно, философию Платона. Для этого он использует аллегорический метод. Основываясь на значимые труды Платона Филон создал порядка пятидесяти работ,, к примеру
- «О провидении»,
- «О вечности мира».
Филон полагал, что Пятикнижие намеренно скрывает суть через иносказания. Роль философа – истолковывать писание, а экзегетика является некой аскезой. Филон полагал, что нужно заниматься грамматикой, риторикой, диалектикой, геометрией, музыкой, астрономией, арифметикой, а затем уже философией. После вышеперечисленных занятий следует экзегеза как истолкование сокрытого смысла. Но даже экзегетика не будет в силах постичь всей глубины, которой человек достигает через экстаз. Божественный свет настолько ослепляет, что становится тьмой.
Фундаментальной мыслью, высказанной Филоном, была является идея о Логосе. Бог сотворил мир и при помощи логоса, который помогает человеку постигать и созерцать мир. Логос есть единение. Без логоса Бог и мир не имеле связи друг с другом. Человек имеет возможность познать мир и приблизиться к богу только через логос. Филон становится основоположником теологического мышления о Боге. У человека есть логос. Целью человеческой жизни является уподобление Богу, а это есть богопознание. Логос становится вторым богом, он выступает посредником между человеком и всевышним., являясь ключом творения и Откровения в мире. В своем учении Филон также рассуждал об аскетическом образе жизни.
Таким образом, Филон был первым экзегетом, который сформулировал ключевые тенденции: семантический и этимологический анализ слов, их определение, концептуальный анализ – анализ мысли, который представляет собой реконструкцию смысла текста. Для оюбого экзегета характерен свой вариант истолкования. Для экзегета важно обосновывать и доказать не истинность своей трактовки, а ее адекватность.
Несмотря на то, что Филон являлся истинным приверженцем иудаизма, его труды сильно рознились с иудейской религией, особенно её учении о монотеизме, поэтому никто не прибегал к изучению и истолкованию его идей среди иудеев. Однако все его наследие оказало значительное влияние на последующую раннехристианскую философию и на патристику.
Влияние арабо-мусульманской философии
Дальнейшая трансформация философии иудаизма приходится лишь на $10$ век н.э., в момент возрождения арабо-мусульманской культуры. Большая часть работ иудейских философов в это время было написано на арабском языке, значение арабской философии было доминирующим. Одним из представителей этого периода был выдающийся философ Саадия Бен Иосиф ($892 – 942$).
Его учение основывалось на отрицании различий веры и разума, так как оба они восходят к единому божественному источнику. Хотя Откровение выдвигалось на первый план, поскольку оно позволяло быстрее постичь божественную истину. В доказательстве бытия Бога он обращался к акту его творения. Человек – как венец этого акта. Для более точного постижения Божественного совершенства, Бог создал Тору, такую же вечную ,как и ее последователи – иудеи.
Еще одним деятелем еврейской филоофии был Ибн Гебироль ($1021 – 1051$). В своей работе «Мекор Хаим» он развивал мысль неоплатонической эманации. Его труды повлияли на дальнейшее развитие христианской философии.