Иудео-христианская культура и ее синтез
Иудео-христианская культура и ее синтез стали определяющим фактором в формировании нового периода философии.
Первые попытки систематизации в области теологии были сделаны в области патристики.
Одна из главных черт патристики – усвоение неоплатонизма.
В основе теологии лежит Ветхий и Новый Завет, а также сочинения предшественников.
- Представителей патристики называли «отцами церкви».
- Они формировали теолого-догматический стандарт.
- Они пользовались огромным авторитетом.
Представители
- Амвросий Медиоландский ($340-397$ гг.)
- Иероним Стридонский
- Аврелий Августин ($354-430$ гг.)
Эти три представителя относятся к западной патристике.
Амвросий Медиоланский
Епископ Миланский, известен своими проповедями и гимнами. Одной из его заслуг было обращение Аврелия Августина в христианство. Своим авторитетом он влиял на политическую деятельсность императора Феодосия Великого, что сформировало прецедент во взаимоотношениях церкви и государства. Задачей всей своей жизни Амвросий полагал борьбу с ересью и, особенно, с арианством.
Иероним Стридонский
Иероним Стридонский осуществил перевод Библии на латинский язык. Он был связан с Античностью, что оказало существенное влияние на формирование средневекового знания о данной эпохе. Иероним опирался на идеи Сенеки, Цицерона и стоицизма.
Амвросий Медиоландский перенес в западную традицию метод аллегорического толкования. Амросий имел большой авторитет среди единомышленников, известно, что он привёл к вере и крестил блаженного Августина. Известен своей борьбой против ереси, язычества и арианства, отстаивал ортодоксальность веры. Его вкладом в христианство были работы «О святом духе», «О православной вере», «О Таинствах».
Аврелий Августин
Самый универсальный представитель патристики, объединил западную и восточную теологию, традицию Оригена и Тертуллиана. Хорошо знал греческую философию и особенно платонизм.
Жизнь Августина условно можно разделить на два этапа: до обращения христианства и после. Все сочинения относятся ко второму периоду. «О Троице», «О Граде Божьем».
Прочитав «Гортензий» Цицерона, он осознал, что необходимо стремиться к мудрости. Цицерона Августин называл началом и вершиной латинской философии. Античные истоки Августина никогда не оставляли его.
Аврелий Августин систематизировал христианское мировоззрение и стремился представить его как единственное и целостно верное учение.
Помимо «Исповеди» к его главным трактатам относятся: «О троице», где систематизированы теологические воззрения, и «О Граде Божьем» – его главное произведение.
В произведении «Исповедь» Августин обращается к Богу, рассказывая о проделанном пути, который суждено пройти каждому: от несовершенства к Человеку.
Человек исповедуется перед Богом, которому известно о нем все, перед которым открыта его совесть. Но нужна она не Творцу, а самому человеку, чтобы вербализовать прожитую жизнь
Учение Аврелия Августи является определяющим духовным фактором средневекового мышления.
Основной идеей Августина и его последователей выступало познание Бога и божественной любви, что было единственной целью и ценностью человеческого духа.
Бог является высшей сущностью, он единственный, чьё существование независимо, все остальное же существует лишь благодаря его воле. Бог есть причина существования всякого сущего. Бог является основным и важнейшим предметом познания. Он есть благо и причина всякого блага.
Согласно Августину, мир как свободный акт Бога есть творение разумное, Бог создал его на основе собственной идеи. Истину о Боге познать может не разум, а только вера. Философия Августина отвергает концепцию автономного положения науки, в которой разум выступает единственной мерой истины.
Это понимание соответствует духу христианства, и на этой основе строится последующий этап – схоластика.