Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Каппадокийские отцы

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Каппадокийские отцы

Первые попытки систематизации в области теологии были сделаны в патристике.

Одна из главных черт патристики – усвоение неоплатонизма.

В основе теологии лежит Ветхий и Новый Завет, а также сочинения предшественников.

Представителей патристики называли «отцами церкви».

  • Они формировали теолого-догматический стандарт.
  • Отцы церкви пользовались огромным авторитетом.
Замечание 1

Каппадокийцы – классика греческой патристики. Своё название они получили по месту, в котором было основано их общество – Каппадокия, Северо-Восток Малой Азии (вторая половина $4$ века).

Представители каппадокийской традиции:

  • Василий Великий (Глава Каппадокийцев) (ок. $330 – 379$)
  • Григорий Назианзин ($329 – 389$)
  • Григорий Нисский (ок. $335$ – после $394$)

Василий Великий

Василий Великий, во время путешествий по Египту и Сирии, ознакомился с местным монашеством, и, вернувшись, основал свою общину, в которой вместе со своими единомышленниками изучал труды Оригена и теологию в целом. После он был избран епископом Кесарии.

Теологическая позиция Василия Великого изложена в его трудах: «О святом духе», «Шестоднев».

Важнейшей задачей теологии он видел в строгом оформлении учения о единосущной трипостасной Троице, в которой Святой Дух должен занят равное место.

Бог не поддаётся какому-либо познанию, о нём можно судить исходя из его творения.

В «Шестодневе» Василий Великий описывает устроение мира в течение шести дней. По этому труду можно судить о высокой эрудиции главы каппадокийцев, так как он прибегает к самым различным учениям предшественников: Платона, Аристотеля.

Григорий Назианзин представлял собой образец истинного христианского платоника, который упрочнил положение платонизма в христианской традиции.

Григорий Нисский получил свою известность благодаря заседанию Второго Вселенского собора, на котором он получил статус значительного теологического авторитета. По своей методичности он был ближе всех к трудам Оригена.

Значение Каппадокийцев

Переосмысление и дополнение традиции Оригена. Это важнейший этап формирования христианской догматики.

Каппадокийцы ставили целью извлечение философии из Священного Писания как свода канонических положений. Григорий Назианзин говорил, что отец пассивно воспринимает слово Божие для его последующей передачи. Теолог, в свою очередь, не мог быть просто транслятором, он был интерпретатором. Представители патристики пытались показать, что Священное Писание содержит в себе больше истины, чем кажется.

Замечание 2

Подлинная мудрость заключается в простоте, а всякая попытка навязать свой ум есть проявление гордыни.

В связи с последним положением возникали трудности в толковании.

Василий Великий ратовал за буквальное толкование Писания. Григорий Назианзин и Григорий Нисский предпочитали аллегорический метод.

Проблематика соотношения веры и разума

Главной проблемой являлось соотношение веры и разума.

Разум ограничен, особенно по отношению к вере. Сферой его применения является толкование Священного Писания. Разум должен всегда опираться на веру.

Григорий Нисский занимался символическим толкованием.

Чувственный мир – это мир феноменов и иллюзий, преодолев которые человек может погрузиться в подлинное бытие. Мир феноменов – это мир, сотворенный божественной энергией, которая познаваема, однако ее познание не дает познание Бога. Энергия есть бытие в действии. Мир подобен своему творцу – все в мире есть единство сущности, потенции и энергии. Человек – посредник между миром чувств и миром умопостигаемым.

Христианская аскеза отличалась от философской. В ее основе лежит идея воспитания и подавления своего Я.
Философская же заключается в противопоставлении духовного и материального.

Замечание 3

Христианство признает очищение плоти, а философская – очищение от плоти. Таким образом, основой восточной патристики является неоплатонизм.

Главная теологическая заслуга отцов-каппадакийцев

  • Формирование и утверждение конечной троичной терминологии.
  • Окончательное осмысление термина «единосущный» - разъяснение трёх лиц в одном Боге
  • Разграничение понятий «сущность» и «ипостась» как общее и частное.
  • Иногда теологический вклад каппадакийцев именуют каппадокийским синтезом, так как они объединили античные традиции в свете христианского откровения. Их труды легли в фундамент Второго Вселенского собора, на котором корректировался вопрос о Символе Веры.

В $381$ году, в Константинополе был решён спор о Святой Троице. Это решение получило статус истинности и законности в том моменте, в котором его предложили отцы-каппадокийцы.