Сознание в философии
Проблема сознания является одной из ключевых в философии. Всем известен спор между материалистами и идеалистами о том, что первично материя или дух, сознание?
Для философии вопрос о сознании важен из-за того, что подходы к его определению определяют широкий спектр мировоззренческих и методологических основных проблем философских школ и направлений. Они в разной степени понимали под сознанием или внутренний мир человека, или инструмент для регуляции своей деятельности, поведения в мире, или основание механизма управления им.
В вопросе определения природы сознания философия формирует своего рода фундаментальное как теоретическое, так и методологическое учение, на котором основываются специальные науки (психология, педагогика, социология и др.) в своих трактовках сознания. Проблема сознания имеет тесную связь и с современным научно-техническим прогрессом (например, вопрос возможности создания искусственного интеллекта).
Сознание – это единство умственных и чувственных образов человека. Современная точка зрения на природу сознания предполагает следующие утверждения: сознание точно существует, оно имеет идеальную природу (на это указывают и материалисты, для которых основой идеальности является материя).
Три модели сознания
В истории философии можно выделить три основных модели сознания: космоцентрическую, теологическую и антропоцентрическую.
Космоцентрическая модель человеческого сознания связана с философией Древней Греции. Здесь сознание предстает как реально существующее, наравне с вещами мира, явление. Оно выражается в онтологически самостоятельном мире – Логосе. Сознание человека устанавливает связь с этим трансцендентным миром, отражает его.
Человек космоцентрической модели не знает самосознания. Его сознание – это часть космического, всеобщего сознания.
Теологическая модель сознания относится к эпохе европейского Средневековья. В указанную эпоху появляется индивидуальное сознание. Кроме того, понятие души начинает в большей степени носить персоналистический характер. Здесь посредством сознания утверждается связь человека с Богом. Сознание после смерти человека не исчезает, человек как индивидуальность сохраняется.
Человек в теологической модели обладает самосознанием, которое является одним из ключевых свойств его внутренней жизни. Посредством него он развивается духовно.
Сознание в указанной модели имеет темпоральное измерение. Оно оказывается тем местом, в котором происходит ощущение и понимание будущего, настоящего и прошлого. При этом в полной мере сознание способно осознать прошлое и настоящее, будущее же возможно лишь предугадывать.
Антропоцентрическая модель сознания имеет связь с философией Нового времени. Ее основателем считается Р. Декарт. Он переосмысливает средневековую концепцию человеческой души и сознания.
Философия Нового времени стоит на положении, что сознание нужно изучать средствами науки, т.к. оно является формой психической деятельности и имеет тесную связь с телом. Человек по преимуществу телесен, чем духовен.
Сознание – это подлинная форма всякого существования. Существование – это всегда существование в сознании. Всем известно выражение Декарта: «Мыслю, значит существую».
В середине$ XIX века$ появляется учение о соотношении бытия и сознания К. Маркса. По его мнению, бытие первично, сознание же свойство высокоорганизованной материи и, кроме того, порождается обществом.
В $XX веке$ появляется учение о бессознательном З. Фрейда. Он описывает структуру сознания человека т: «сверх Я» (императивные нормы, регулирующие жизнь человека в обществе), подсознательное (определяет природу личности, связь «я» с внешним миром) и бессознательное (страхи, эмоции, переживания). Бессознательное имеет две силы либидо (любовное, половое влечение) и мортидо (стремление к смерти).
В современной философии сложились следующие подходы к определению сознания: информационный, энергетический, идеалистический, вульгарно-материалистический.