Софисты – это греческие мудрецы, учители ораторского искусства, наук, этики, преподававшие за плату. Позднее термин получил негативную окраску, софистами стали называть спорщиков, проходимцев и демагогов.
Жизнь Сократа
Сократ родился в Афинах в V веке до н.э. в семье состоятельного скульптора. Уже с самого рождения Сократ, согласно афинским устоям, был призван защищать традиции и порядки, поскольку родился в «нечистый день». В молодости Сократ обучался у признанных мудрецов и философов того времени Зенона, Анаксагора, Архея и других, а позже и сам начал делиться с окружающими своей мудростью, причем не беря никакой платы. В возрасте 37 лет философов участвует в трех войнах на защите родного города, показав себя умелым и смелым воином. Во время сражения со спартанцами Сократ в одиночку смог спасти стратега и своего ученика Алкивиада.
В силу собственного признания и убеждений Сократ активно участвовал в активно политической жизни Афин. Он неоднократно выступал в суде, сначала защищая афинских стратегов от гнева демоса, а затем напротив защищая народ от диктатуры, установленной его учеником Алкивиадом.
Сократ не оставил после себя каких-либо трудов. Философ не признавал письменности полагая, что слово будучи запечатленным на бумаге становится мертвым и уже не способно ни передать свой смысл, ни способствовать развитию ума и памяти. Свое учение Сократ развивал и преподавал в ходе диалогов. Возможно, по этой причине многочисленные ученики понимали взгляды Сократа по-своему, ведь их беседы проходили в разных условиях и обстоятельствах. Так, например, Платон, будучи мирным человеком, пишет, что Сократ осуждал зло во всех его проявлениях, даже если это зло творимое по отношению к врагам, в то время как Ксенофонт – стратег и военачальник Афин, упоминал, что Сократ признавал необходимое зло, совершаемое против врагов и ради собственной защиты.
Сократ женился довольно поздно. Его супруга Ксантиппа родила философу трех сыновей, однако их брак был несчастливым. Ксантиппа прославилась сварливым и дурным характером. В тоже время и сам Сократ не был примерным семьянином. Он не зарабатывал денег, не участвовал в жизни семьи и воспитании детей, довольствовался малым, ходил в одной и той же потрёпанной хламиде.
Афинское общество также было недовольно Сократом. Философ не учил ораторскому мастерству или наукам, но все же к нему стягивал вся афинская молодежь, в поисках мудрости, в стремлении стать добродетельными и благородными людьми. Стремление молодых людей учиться у Сократа, который не брал платы, и превозношение его авторитета, выше авторитета родителей, противоречили нормам и представлениям тогдашних Афин. За это Сократ был обвинен в развращении молодежи.
Также Сократ полагал, что у каждого человека есть даймон, который нашептывает его душе верные советы и решения. Сократ всегда прислушивался к внутреннему голосу и тот никогда не подводил его, выручая из самых гибельных ситуаций. Однако афинское общество восприняло размышления мудреца о даймоне как богохульство, поклонение новому, неизвестному богу в ущерб богам Афин.
Наконец военный подвиг Сократа, спасение Алкивиада, был также обращен против него. Когда режим диктатуры в Афинах был сброшен общество обвинило Сократа в спасении Алкивиада, ведь если бы он бросил его на поле боя, последний не смогу бы узурпировать власть в Афинах и принести городу множество бед.
На основании данных обвинений Сократ был привлечен к суду. Однако философ отказался от защиты и сам произнес защитную речь, которой, впрочем, только распалил ненависть афинян. Также философ отказался от замены наказания на денежный штраф и от предложений учеников в организации бегства. В возрасте 70 лет Сократ принял яд из чаши, защищая свои убеждения и свой образ жизни.
Философия Сократа
Сократ совершил настоящий переворот в античной философии. До этого греческие мыслители обсуждали вопросы бытия, его природы, способов и возможностей познания. Сократ был тем, кто развернул философию к человеку, поставил человека в центре философской проблемы и начал рассматривать этические вопросы.
Центральными этическими категориями философии Сократа выступают понятия добра и зла. Под добром, добродетелью Сократ как не удивительно понимает прежде всего знание. Знание самого себя и окружающего мира. Лишь тот человек, который обладает знанием и способен проникнуть разумом в сущность вещей, ведет осознанный образ жизни, т.е. принимает решения исходя из собственных знаний и убеждений, а не воли случая или слепых желаний. Зло в свою очередь – это незнание и невежество, погоня за наслаждениями, зависимость личности от собственных желаний и эмоций.
Сократ выдвинул целый ряд парадоксов относительно добра и зла:
- добродетель – это знание,
- зло – это незнание добра,
- никто не желает зла,
- никто не делает зла по собственной воле.
Последнее утверждение особенно ярко раскрывает позицию Сократа. Поскольку зло – это незнание, то его невозможно совершить намеренно. Ведь признаком намеренного поступка является его осознанность, а осознанность возможна лишь в том случае если человек обладает знанием. Обладающий же знанием обладает и добродетелью и не станет совершать зло. Тот же кто творит зло творит его по незнанию, не умея различать доброе и злое и не понимая, что он делает. А значит совершает зло случайно, ибо не способен контролировать собственные поступки.
В связи с этим главной задачей философии и общества Сократ видел воспитание подрастающих поколений и совершенствование способов этого воспитания, чтобы всякий человек мог стать добродетельным.
Споры Сократа с софистами
Вся философия Сократа, система его убеждений и жизни, противоречила софизму как явлению. В то время как Сократ считал главным в жизни человека добродетель, которая основывается на истинном знании, и потому отдавал все силы воспитанию и бесплатному обучению желающих, софисты напротив, утверждали непознаваемость мира, субъективность оценок реальности, отсутствие незыблемых истин и обучали, как доказать собственную правоту в любой ситуации за плату.
В своей деятельности Сократ неоднократно сталкивался с софистами, чему посвящены ряд диалогов Платона, например, «Протагор». Используя диалектический способ ведения беседы – майевтику, Сократ наглядно показывал, чего стоят ораторские приемы и увертки софистов при столкновении с подлинной мудростью. Сократ прикладывал значительные усилия для дискредитации софистов и, в конечном итоге, ему это удалось, хотя окончательно авторитет софистов и сам смысл данного понятия поменялись уже после смерти Сократа.