Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Содержание эстетических категорий

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Все предметы / Философия / Содержание эстетических категорий
Определение 1

Эстетика – это раздел философии, посвященный проблемам прекрасного, а также творческого, непрагматического восприятия и преобразования мира.

Понятие и развитие эстетики

Проблема эстетического отношения к миру ставилась человеком в неявной форме еще с глубокой древности. Широко известны наскальные картины первобытных людей, выполненные на высоком уровне мастерства, а также стремление различных племен, находящихся на первобытном уровне организации к широкому украшательству бытовых предметов, своего дома, окружающей среды и самого себя – посредством создания рисунков и орнаментов имеющих не только ритуальную, но и эстетическую ценность.

Первые письменные памятники рассматривающие проблемы эстетики относятся к периоду Шумерской цивилизации мудрецы которой уже тогда ставили вопрос о соотношении прекрасного и полезного. Свое «официальное» рождение эстетика переживает в период античности. Пифагорейцы ассоциируют прекрасное с гармонией, которая численно выражается в принципе «золотого сечения» присутствующем как во многих природных объектах (морские ракушки, бутоны цветов, волны и т.д.), так и в рукотворных произведениях искусства. В это же время ставится проблема субъективности эстетической оценки – то что кажется прекрасным для одного, кажется безобразным другому, связь прекрасного с вожделенным, объектом желаний и страстей (диалог «Пир»), указание на большую роль чувств в осмыслении и восприятии прекрасного. Аристотель в своем произведении «Поэтика» дает понимание прекрасного как подобия, соответствия природному. Этому принципу подчинено все античное искусство, в особенности античная скульптура, стремящаяся к максимальной натуралистичности.

Готовые работы на аналогичную тему

В Средние века источником красоты считается бог, как совершенный Абсолют. При этом меняется подход к пониманию роли искусства и прекрасного – это не подобие природным объектам, а символическое отражение высших, духовных идеалов, что соответствующим образом меняет сам характер произведений. Средневековые схоласты выделяют три вида красоты:

  • благолепное, красивое в движении;
  • благовидное, красивое внешне;
  • благообразное, красивое по своей сущности.

В эпоху Возрождения понимание красоты и роли эстетики вновь меняется. Прекрасное рассматривается как средство воспитания гармоничного и прекрасного человека, его разума и души. При этом в прекрасном выделяется две соперничающие стороны – с одной стороны прекрасное как чувственная красота, а с другой стороны прекрасное как назидание, как нечто возвышенное чем человек восхищается, но в тоже время переживает страх. В период Ренессанса было введено противопоставление прекрасного и безобразного, как связанных между собой категорий – познание прекрасного невозможно без безобразного. Наконец искусство начинает пониматься как творчество, т.е. создание образов, которые не имеют своих источников ни в материальной, ни в духовной природе, а являются продуктом ее переосмысления или даже улучшения. Философы Возрождения полагают, что безобразное в природе вполне может стать прекрасным в искусстве.

В период Нового времени происходит становление эстетики как самостоятельной отрасли философии. Сам термин вводится Баумгартеном в 1754 году и вызывает вокруг себя оживленные дискуссии. В то время как одни философы признают самостоятельность эстетики, другие, например, Кант По данной теме мы уже выполнили реферат Кант. подробнее полагают что эстетика никогда не сможет стать наукой, т.е. общепризнанным знанием, поскольку является частным делом, индивидуальной критикой вкуса, не содержащей объективных истин. Дальнейшее развитие эстетики происходило разными путями в зависимости от ведущих философских направлений, разрабатывавших ее проблематику.

Центральные категории эстетики

К главным категориям эстетики относят:

  • прекрасное-безобразное,
  • возвышенное-низменное,
  • трагическое-комическое.

Прекрасное – наиболее древняя и значимая категория эстетики, предполагающая высшее и наиболее полное раскрытие эстетических качеств объекта, связанных с гармонией, упорядоченностью, сочетанием чувственного и рационального и т.д. Хотя определение прекрасного более-менее устойчиво, его источники являются предметом дискуссий. Выдвигаются различные версии от действия сверхъестественных сил, до свойств самого объекта или даже особенностей воспринимающего субъекта.

Противоположностью прекрасного выступает безобразное. Безобразное предполагает отсутствие формы, гармонии, образа, смысла, целостности. Длительное время безобразное рассматривалось как безусловное зло – в античности оно ассоциировалось с хаосом и распадом, в средневековье с греховностью. Однако в современном мире категория безобразного заняла свое место в эстетике, в том числе за счет прекрасного изображения безобразных явлений (художественные произведения, посвященные человеческим порокам).

Если категория прекрасного характеризуется гармонией и балансом, то в категориях возвышенное-низменное этот баланс нарушен. В возвышенном духовная ценность преобладает над материальном, возвышенное как бы довлеет над человеком, заставляет его подняться над ежедневным бытом и повседневным существованием обратившись к осмыслению вечных проблем и истин. В низменном напротив преобладает акцент на биологическом, самых простых и естественных потребностях, которые изображаются в извращенном, противоестественном виде – разврат, насилие, опьянение, саморазрушение.

Категории трагичного и комичного связаны с столкновением в жизни человека духовных и материальных потребностей, свободы и необходимости, возвышенного и бытийного. При этом для трагического характерно отображение фундаментальных противоречий в которых главный герой делает выбор в пользу духовного, отстаивая в борьбе свой выбор, а для комичного характерно изображение преобладание социальной повестки над высокими духовными целями личности, игра на нюансах и бытовых противоречиях.

Дополнительные эстетические категории

Помимо центральных существуют также иные категории эстетики – ужасное, изящное, величественное, интересное.

Категория ужасного представляет собой вид трагического, однако, если в трагическом предполагается позитивная перспектива – конченая победа духа, даже ценой больших жертв, то ужасное предполагает полную безысходность и гибель всего прекрасного.

Изящное предполагает наличие у эстетического объекта таких свойств как тонкость, хрупкость, легкость, тщательность его сотворения. Величественное предполагает масштабность эстетического объекта.

Интересное представляет собой достаточно новую категорию эстетики, в основе которой лежит необычность объекта или явления, его способность возбудить любопытство и привлечь внимание.

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис