Фундаментализм – это комплексное собирательное наименование совокупности консервативных религиозных, моральных, социальных и философских течений.
Суть фундаментализма
Фундаментализм часто становится политической реакцией на протекающие в социальном пространстве процессы глобализации и секуляризации.
Данный термин применялся в отношении ряда протестантских течений США, которые практиковали буквальное прочтение религиозных текстов христиан, а именно Библии. Они полностью отвергали любые рациональные и аллегорические толкования. В дальнейшем это обозначение распространилось на иные религиозные течения и внерелигиозные концепции. Но чаще всего под ним понимается именно религиозный фундаментализм.
В качестве его основных задач рассматривают возвращение религиозным структурам господствующих позиций в социальном пространстве. Идеологической основой фундаментализма в России является необходимость строгого следования установкам и предписаниям, которые прописаны в религиозных священных текстах, не допущения их критики, а также либерального толкования.
Наиболее активно фундаментализм проявляется в исламе, иудаизме, христианстве, индуизме.
Что касается самобытности России, то ее историческая уникальность не проявляется так ярко ни в чем другом, как в духовной отрасли. В этом заключается одна из главных характеристик русского народа, который много веков в сложнейших исторических условиях живет, воюет, трудится, а также создает ценности «второй природы».
Самобытность России
Этот факт надо понимать глубоко, системно, в противном случае все это будет рассыпаться на детали и «мелочи», исчезнет за «деревьями». Россия как цивилизация и культура представляет собой уникальное по определяющим особенностями жизнедеятельности явление. Любой историк признает специфику объективных условий, под влиянием которых и был сформирован русский этнос. Такая специфика образована факторами самобытности, которые содержат в себе компоненты фундаментализма.
Самобытность – это существенное и перманентное проявление тех составляющих культурного достояния данного общества, которые оказываются функционально необходимыми на новых этапах его существования, обеспечивают его самосохранение и идентичность при всех изменениях, происходящих в нормативно ценностной и смысловой сферах
Впервые вопрос о самобытности развития России стал рассматривать В. С. Соловьев. После 1918 года соловьевская концепция «русской идеи» стала центром философских споров.
«Русская идея» — это модернизаторская концепция национального самосознания, которая представляет собой совокупность понятий, выражающих историческое своеобразие и особенное призвание русского народа, играющих колоссальную роль в формировании уникального менталитета русского человека.
Особую актуальность решения проблемы формирования самобытности России обуславливают следующие аспекты:
- расхождение мнений в вопросе «отношений России, Востока, Запада»;
- проблема определения суверенитета России;
- определение места России на мировой арене в контексте межкультурных и межгосударственных отношений.
Своеобразие русского исторического развития
Многие исследователи, которые изучали своеобразие русского исторического развития, отмечали влияние на модернизаторскую деятельность природно-климатического фактора. За последнее время пристальное внимание на данную проблему обратил Л. В. Милов. При организации своих исследований он использовал значимую фактическую базу. Исходя из его мнения, в центре России, которая составила ядро Русского государства, ввиду неблагоприятных климатических условий сезон работ на земле был крайне коротким. В такой ситуации, крестьянин мог только с минимальной степенью тщательности обрабатывать свою пашню, при этом он был вынужден трудиться без отдыха и сна, ночью и днем, задействуя все резервы семьи.
Европейскому крестьянину не требовалось подобного напряжения сил, поскольку сезон сельскохозяйственных работ в Европе был гораздо более длительным. Тяжелые условия ведения сельского хозяйства, по мнению Милова, оказали непосредственное влияние на формирование русской культуры и государственности с точки зрения фундаментализма.
Длительный исторический период времени господствующие слои создавали жесткие рычаги государственного влияния для изъятия доли создаваемых крестьянами благ в пользу господствующего класса.
Таким образом, природно-климатический фактор определил особенности уникального характера русских людей. Трудности ведения сельского хозяйства определили такие черты характера русского человека, как:
- способность работать в условиях крайнего напряжения сил;
- возможность концентрировать физическую и духовную потенцию на длительный период времени;
- привычка выполнять трудовые задачи аккуратно и тщательно.
Также на формирование самобытности России оказали влияние геополитические факторы, а именно, - ее местонахождение между двумя различными культурами – европейской и азиатской.
Культурный фактор развития России заключается в том, что внутри нее слились два противоположных культурных, начала. Россия стала особенным пограничным миром. Аспектами русского характера стали универсализм, а также стремление к высшим духовным разнообразным по совей природе ценностям.