Естественная религия как концепция европейских фиолософов-просветителей
Данную концепцию декларириовали многие европейские просветители в 18 в. данное понятие явилось основополагающим для деизма (убежденности, что хотя мир и создан богом, на сего существование и судьбы живущих в нем людей он повлиять не может) эпохи Просвещения и во многом схожим с ним. По мнению идеологов Просвещения (Вольтера, Ж.-Ж. Руссо и других) религиозное чувство естественно и необходимо как для существования человека, так и для нормального функционирования общества.
Стиль философствования Д. Юма
Дэвид Юм (1711 – 1776, Англия) (историк, психолог, экономист) считал, что человеческий ум имеет дело не с реальными объектами, а «восприятиями», источник которых неизвестен.
«Каким доводом, – отмечал он, – можно доказать, что восприятия в нашем уме должны быть вызываемы внешними предметами... а не проистекают либо от энергии самого ума, либо от какой-нибудь другой причины».
Проблемы реальности мира и адекватности познания мира Юм считал принципиально неразрешимыми. На вопрос: «Существует ли мир?», – он отвечал: «Не знаю». Знание должно быть логически доказуемо, а человеческий опыт, по мнению Юма, недоказуем, т. к. представляет собой поток образов, причины которых непознаваемы.
Если мы видим, что одно явление следует за другим, то это ещё не значит, что первое из них – причина второго. Если мы ждём, что предмет, лишённый опоры, упадёт, то наше ожидание основано не на истинном знании, а на том, что с подобным фактом мы не раз встречались, т. е. на привычке. До XVIII в. Считалось, что лебеди бывают только белые, пока в Австралии не нашли чёрных.
Причинно-следственные связи субъективны и основаны на привычной последовательности восприятий. Но эта последовательность может быть и другой.
Отношение к религии
Будучи последовательным субъективным идеалистом, Юм скептически относился и к религии. Он отрицал теории, утверждающие, что мир логичен и целесообразен, потому что создан Богом, божественным разумом. Согласно Юму, существующий в нашем восприятии мир упорядочивается нашим же разумом. Юм, как и Беркли, не желает быть солипсистом. Он ищет выход и находит его в вере. Вера (уверенность) порождается привычкой, многократным повторением. Но даже многократное повторение еще не гарант воспринимаемой реальности.
И все же вера, даже разбавленная скептицизмом, остается последней инстанцией доверия существования других людей и внешнего мира. Дэвид Юм определял такую веру как «естественную религию», то есть веру в наличное Бытие, которое существует в нашей повседневной жизни. Состояние подобной веры характерно для большинства людей, хотя некоторые утверждают, что могут получать определенные достоверные знания, и стремятся к постижению истин существующего, но какие бы усилия они не предпринимали на данном пути, все напрасно.
«Естественная история религии» (1757 г.)
В работе «Естественная история религии» Юм утверждает, что первоначальной формой религиозных верований был политеизм или идолатрия, который в дальнейшем сменился монотеизмом. Психологическим основанием религии Юм считал, как и многие другие философы, страх и надежду – страх по отношению к грозным событиям и явлениям и надежда на возможность их избегания. К подобным выводам Юма привело изучение сообщений об архаичных народах и исторических фактов. Юм не соглашался с мнением о наличии у первобытного человека прирожденного религиозного чувства.
Возникновение религии шотландский мыслитель объяснял антропоморфизмом – тенденцией к рассмотрению всех других существ по аналогии с человеком. Так, при объяснении природных катаклизмов, болезней, смертей люди апеллировали к вере в сверхъестественных существ.