Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Границы гносеологии

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Содержание статьи

Понятие гносеологии

Определение 1

Гносеология – философская дисциплина, исследующая, критикующая и изучающая теории познания.

В отличие от эпистемологии, в гносеологии рассматривается процесс познания с позиции отношений субъекта познания и объекта познания. Основная гносеологическая схема анализа познания состоит из субъекта, которые наделен волей и сознанием, а также объекта природы, который ему противопоставляется и независим от сознания и воли субъекта, связан с ним исключительно познавательным отношением.

Основной круг гносеологической проблематики состоит из таких проблем, как интерпретация субъекта и объекта познания, структура познавательной деятельности, проблема истины и ее критериев, проблема форм и методов познания и пр.

В античной философии было популярно представление единства предмета и знания о нем, а также познавательного процесса как содержательного конфигурирования предметов. Из-за этого внимание фокусируется на функциональной трансформации предметности в содержании знания. В рамках же средневековой схоластики, проблематика гносеологии получила более дифференцированное развитие, были оформлены многие компоненты категориального аппарата гносеологии.

Гносеологизм в качестве заданной Кантом ориентации на выделение субъективного основания познания, имел важную роль при преодолении ценностных установок натуралистической эпистемологии, которая утверждала, что цель познания – достичь абсолютную истину, а также критиковать метафизические философские построения.

Проблемы гносеологии выходят на первый план в неокантианстве и позитивизме. Основная познавательная деятельность в классической гносеологии связана с изолированным субъектом. Сознание такого субъекта – последний источник достоверности. Но при этом содержание действительного знания ограничивается рамками индивидуального сознания. Что затрудняет выделение категориальных характеристик знания, приводя к психологизму. Философы, в попытках преодолеть ограничения исходных абстракций, вынуждены были или принимать формально-онтологические допущения и принципы, либо же придать категории «самосознание» статус онтологии.

Готовые работы на аналогичную тему

Границы гносеологии

Изучением границ гносеологии и человеческого познания занимался И. Кант По данной теме мы уже выполнили реферат Кант. подробнее . Кант считал, что познать можно только явления, или феномены, а вещи в себе лежат за пределами возможностей познания, так как они не даются в опыте. Кант разграничивал «вещь в себе» и «вещь для нас». «Вещь в себе» познать невозможно. На основании этого Кант был причислен к агностикам. Однако, это не совсем верно, так как «вещи в себе» Кант отказал в возможности познания только из-за того, чтобы не выйти за пределы опыта и не поощрять разум на занятия объектами, которые в опыте никогда не могут быть представлены. Например, Кант считал, что Луна может выступать как объект возможного опыта, поэтому она познаваема. «вещь в себе» - это бог, загробный мир и бессмертная душа в нем. Все остальное доступно для изучения через опыты математикой и естествознанием, так как может быть передано актуальным опытом.

Часто Канта По данной теме мы уже выполнили реферат Этика Канта подробнее обвиняют в том, что он определял границы познания до его начала. Этот недостаток философии Канта заметил Гегель По данной теме мы уже выполнили реферат Георг Вильгельм Фридрих Гегель подробнее , заявив, что исследовать познание можно только в процессе самого познания, а рассмотреть инструмент знания – это значит познать его. Однако желание человека познавать ранее, чем он приступает к познанию – крайне несуразное и невозможное.

Определение 2

Знанием называют отражение свойств, качеств или сущности объективной действительности в человеческом сознании.

Когда Кант вычленил «вещь в себе», отказав ей в познании, он отделил знание от веры, мнение и спекулятивное мышление, а также мифы, религию и искусство, как формы сознания, в которых главное место принадлежит не знанию, а вере.

Определение 3

Вера – это такой тип знания, который принимается при отсутствии непосредственных эмпирических и рациональных доказательств. Кант ограничивал знания и предоставлял место вере, так как не хотел, чтобы многие люди оказались лишены важного стимула.

Веру можно подразделить, как минимум на два типа:

  • религиозная;
  • прагматическая.
Замечание 1

Иногда выделяют и третий тип – мифологическую веру, связанную с верованиями в разные мифы, созданные людьми в прошлые эпохи, а также в настоящее время.

Религиозную веру наиболее полно изучает богословие. Религиозные философские трактаты противопоставляют ее эмпирическим и интеллектуальным знаниям и считают высшей формой знания людей, так как оно получено через божественное откровение. Кант считал, что невозможно доказать факт существования бога, загробного мира и бессмертной души в нем, так как они суть «вещи в себе», в их бытие можно только верить. Из этого следует, что в их бытие можно также и не верить. Тогда для верующих все названные три сущности имеют свое реальное бытие. Неверующие в их бытие не признают их существования. Верующие в качестве реальных событий признают все чудеса, которые «сотворил» Иисус Христос и описанные в евангелиях. Неверующие же в этих чудесах видят мифы, сказки и пр., без чего религия обходиться не в состоянии.

Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан По данной теме мы уже выполнили эссе Схоластика. Фома Аквинский. подробнее – один из отцов церкви, говоря о ненужности мудрости людей и образования, писал, что Иисус был распят и человечество стыдится этого. После Христа, по его мнению, человечеству не нужна никакая любознательность, после евангелий не требуется никаких исследований. Он провозглашал единственно верный принцип всех верующих: «Я верю, потому что это нелепо».

Прагматическая вера – это некоторая научная гипотеза, логических и эмпирических доказательств которой не существует. К этой категории относят, например, все известные аксиомы математики: о никогда не пересекающихся параллельных прямых, о треугольнике, в котором сумма внутренних углов равна двум прямым углам. На этих же постулатах базировалась вся геометрия Евклида.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Владислав Анатольевич Ворона

Эксперт по предмету «Философия»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис