Джованни Пико делла Мирандола
Джованни Пико делла Мирандола (родился около Флоренции) — итальянский философ-мыслитель периода Возрождения, является представителем раннего времени в гуманизме.
Биография
Джованни происходит из семьи Пико, его родители являются синьоры Мирандола и Конкордия, которые связаны родными узами со многими влиятельными домами Италии. В $14$-летнем возрасте он поступает в Болонский университет, где осваивает курсы канонического правоведения.
В $1479$ впервые посетил Флоренцию, где сближается с некоторыми членами кружка Марсилио Фичино. Однако изначальное формирование философских взглядов и интересов Джованни Пико прошло мимо Платоновской академии.
В $1480-1482$ годах слушает лекции в Падуанском университете, где основательно усваивает средневековую философскую и теологическую традиции. Особый глубинный интерес у него вызывают воззрения падуанских аверроистов, так называемых авторитетных толкователей Аверроэса (Ибн-Рушда). Это яркие представители данного течения — Николетто Верниа и Элиа дель Медиго. Именно эти авторы познакомили Джованни Пико с сочинениями и трудами еврейских и арабских философов-мыслителей. Кроме изучения правоведения, древнейшей словесности, богословия и философии, изучает древние и новые языки, такие как латинский, еврейский, греческий, халдейский, арабский.
Трактаты Джованни Пико
В $1489$ году Джованни заканчивает и издаёт трактат «Гептапл, или о семи подходах к толкованию шести дней творения». В данном трактате применяет тонкую герменевтику, исследует сокровенный смысл Книги Бытия. В $1492$ году пишет небольшой трактат «О сущем и едином», издаёт его в $1496$ году. Данный трактат является самостоятельной частью неосуществлённого программного труда, который носил в себе цели согласовать учения Аристотеля и Платона.
Взгляды Джованни Пико
Пико делла Мирандола не смог завершить большинство своих замыслов и ему не довелось привести к общей системе вдохновлявшие его крайне разносторонние философские мотивы. Он стремится к всеобщему перемирию между философами. Согласно этому, все религии и философские школы представляют собой частные выявления единой истины и могут быть применены в универсальном понятийном христианстве.
Философская антропология Пико
Антропология, по мнению Пико, объясняет достоинства и свободу человека, как полновластного творца собственного «я». Собирая в себе всё, человек способен стать чем угодно. Человек всегда есть результат собственных индивидуальных усилий, сохраняется возможность нового своего выбора, он никогда не будет исчерпан никакой формой своего личного бытия в мире. В отличие от своих философов-предшественников, как античных, так средневековых и ренессансных, которые рассматривают человека как микрокосмос. Данный микрокосм отражает в себе общие закономерности окружающего «большого» мира.
Джованни Пико выносит человека за пределы иерархии космической направленности и противопоставляется ей. Человек является особым, «четвертым» миром космической иерархии, который не вмещает ни в один из трех «горизонтальных» миров её традиционно неоплатонической структуры. Данная структура подразделяется на следующие уровни или миры: элементарного, ангельского и небесного. С данной точки зрения мир вертикален по отношению к каждой из структур и пронизывает все части структуры в целом. Человек не занимает срединное место среди уровней иерархии, он выступает вне всех уровней.
Человек и божественная иерархия
Бог не определяет человеку места в иерархии, рассказывает Пико в своей известной «Речи о достоинстве человека». Человек находится в центре мира, он не может обладать собственной особой (земной, ангельской, небесной) природой, ни смертностью, ни бессмертием. Человек должен сделать себя сам, как «славный и свободный мастер». Он может вознестись к звёздам и ангелам, но может и опуститься и до звериного состояния. Именно в данном аспекте Пико просматривает прославляемое им восхитительное и высшее счастье человека, где он может владеть тем, чем пожелает, и быть тем, чем хочет.