Кардинал Римской католической церкви
Николай Кузанский – яркий представитель на рубеже веков. Он был кардиналом католической церкви в Риме. Его называют крупнейшим немецким мыслителем $XV$ века, философом, теологом. Он человек широкого мировоззрения, что говорит о том, что его можно назвать учёным-энциклопедистом, математиком, церковно-политическим деятелем. Его считают первым гуманистом из Германии в эпоху перехода от поздних Средних веков к раннему Новому времени.
Церковная политика
Николай Кузанский играет высокую суть в политике церковной направленности, в особенности, в вопросах, касающихся церковных реформ. На Базельском соборе он первоначально выступал за позиции концилиаристов, которые требовали ограничения полномочий Папы. Однако в дальнейшем он переходит на папскую сторону, которая в конечном итоге и одерживает верх. Он обладал дипломатическими способностями, умело продвигает в своё время интересы Папы и делает блестяще карьеру кардинала, папского легата, князь-епископа Бриксенского и генерального викария Папской области. В Бриксене он сталкивается с сильными противодействиями местной аристократии и властей, им он не смог противостоять.
Неоплатонизм
Как философский мыслитель Николай Кузанский стоит за позиции неоплатонизма. Идеи неоплатноизма он брал и из античных, и из средневековых источников. В основе его философии лежит концепция соединительного характера противоположностей в Едином, где рассматриваются все противоречия, которые характеризуются некой видимостью, между несовместимыми. С метафизической и теологической точки зрения он считал, что Бог есть нечто Единое целое. В сфере теорий государственной политики он также провозглашал идеи единения. Самая важная цель для него считается - это максимально широко воплотить мир и согласие, так, чтобы не взирать на объективность различных мнений. В данной философии Николай Кузанский развивает необычное для своего времени представление о религиозной терпимости, которая носит название веротерпимость. Он активно дискутировал по вопросам ислама, он признавал за данной религией некую правдивость и право на существование.
Философия и теология
Николай Кузанский сделал огромный вклад в развитие представлений, которые проложили дорогу натурфилософии и пантеистическим тенденциям XVI века. В отличие от современных ему итальянских гуманистов, он обращается к разработке философских вопросов не столько в этике, сколько, подобно схоластики, к проблемам мироустройства. При этом Кузанский относился критически к схоластике как к «учёному незнанию», он противопоставляет ей «мудрое незнание», что характеризуется стилем Сократа.
Важный принцип философии
В трактате по философии "Об учёном незнании", Николай Кузанский формулирует важнейший принцип своей философии: > "...не будет более совершенного постижения, чем явить высшую умудрённость в собственном незнании..."
Немецкий мыслитель
Традиционно он понимал Бога как творца, «форму всех форм». Немецкий философ-мыслитель широко использует математическое уподобление и диалектические учения о совпадении противоположностей, чтобы с новой точки зрения рассмотреть соотнесение природы и Бога. Николай Кузанский их объединяет. Он подчёркивает бесконечность Бога, где Бог характеризуется «абсолютным максимумом», в то же время, он отмечает, что любые определения находятся в ограниченном состоянии. По философии Николая Кузанского мир трактуется, как некое «развёртывание» Бога.
Суть взглядов данного философа – это пантеистическая тенденция, которая отталкивается от широчайших философских основ, пришедших от Платона и неоплатонизма до мистики средневековья. Свои данные взгляды Николай Кузанский выражает в формуле «Бог во всём и всё в Боге». Много внимания по нему уделяется и проблемам места человека в мире. Он изображает все явления природы взаимосвязанными. Мыслитель-философ прослеживает в человеке «малый космос», где намечается особая центральная роль в сотворённом мире. Важную роль в данном аспекте играет способность охватывать всё силой мысли. По - мнению Николая Кузанского, именно в разуме находится богоподобие человека.