Понятие общества
Социокультурная система – это совокупность социальной системы, которая представляет собой всю сумму социальных связей и отношений между людьми, а также культурной системы, состоящей из вещей, фундаментальных общественных ценностей, идей, символов, знаний и верований и помогающей регулировать поведение индивидов.
Общество – это не просто некоторая совокупность индивидов, их связей и действий, их взаимоотношения, отношения и институты, а целостная социокультурная система, социальный организм, функционирующий и развивающийся в соответствии со своими собственными законами.
Общество – это универсальный способ организовать социальные связи, взаимодействия и отношения между людьми.
Социальное развитие – это изменения, происходящие в обществе, вызывающие появление новых общественных отношений, институтов, ценностей и норм.
К характерным признакам социального развития относят три черты:
- необратимость;
- направленность;
- закономерность.
Необратимость – это постоянство в процессах накопления количественных и качественных изменений.
Направленность – это те пути, по которым идет накопление изменений.
Закономерность – это необходимый для накопления перемен процесс.
Еще одной значимой характеристикой социального развития считают отрезок времени, в течение которого оно протекает. Также нужно брать в расчет, что главные черты социального развития могут быть выявлены только когда пройдет определенный отрезок времени. Результат социального развития – это новое количественное и качественное состояние социального объекта, изменение в его структуре и организации.
Процессы общественного развития
В социологической науке оформилось три основных взгляда на вопрос процессов развития общества:
- Развитие общества обладает линейно-восходящим характером. Можно предположить, что общество проходит некоторое количество стадий, идущих последовательно, на каждой из которых используются специфические методы накопления и передачи знаний, коммуникаций, добывания средств жизнеобеспечения, а также разной степени сложности структуры общественного устройства. Сторонниками такого подхода общественного развития являются марксисты, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, Ф. Теннис и др.
- Развитию общества свойственны цикличность и повторяемость. В данном случае, модель, которой описывается общественное развитие и происходящие в нем изменения, опирается на аналогию между обществом и природой. Один из ярких примеров циклического процесса в общественной жизни выступают исторические школы, проходящие все цивилизации – от их возникновения через расцвет к распаду. Представителями данного подхода считают Н. Данилевского, О. Шпенглера, Л. Гумилева и др.
- Нелинейное развитие общества. Реальный исторический процесс в мире, особенно в последние десятилетия, демонстрирует, что нелинейное видение социальных изменений и социального развития наибольшим образом соответствует происходящим в обществе процессам. Ученые выделили некоторую «точку изменений» - бифуркацию, то есть такую точку, пройдя которую изменения и целостное развитие могут пойти не по прежнему, а по радикально иному, непредвиденному направлению. Нелинейность в социальном развитии говорит о наличии объективной возможности многовариантного хода событий.
Иными словами, выбор определенной последовательности развития зависит от социального субъекта. Сторонниками нелинейного общественного развития считают С.Л. Франка, М. Хетчера, Д. Колмэна и др.
Социальное развитие по своему характеру можно подразделить на эволюционное и революционное. Характер обоих типов социального развития в первую очередь зависит от способа социальных изменений. Под эволюцией в данном случае понимаются постепенные плавные частичные изменения в обществе, которые могут охватывать самые разные отрасли деятельности людей – экономику, политику, отношения в социуме, культуру и мораль.
Эволюционные изменения обычно выступают в формате социальных реформ, которые предполагают проведение разного рода мероприятий по преобразованию тех или иных сторон жизни общества. Социальные реформы, преимущественно, не затрагивают основы социальной системы общества, а только меняют отдельные ее части и структурные элементы.
При этом нельзя забывать, что эволюция каждого отдельного общества всегда уникальна, так как базируется на генетической преемственности традиций.
Социальная революция – это относительно быстрые, всесторонние, коренные изменения внутри обществ.
Стадийность исторического развития
Теоретические конструкции прогрессивного стадийного развития общества предлагались и идеалистами, и материалистами.
Пример идеалистической трактовки прогресса – концепция трехстадийного общественного развития, которую разработал И. Излен (1728-1802) и в соответствии с которой человечество проходит три стадии в процессе своего развития:
- господство чувств и первобытной простоты;
- преобладание фантазий над чувствами и смягчение нравов под влиянием разума и воспитания;
- господство разума над чувствами и фантазиями.
В эпоху просвещения труды таких выдающихся ученых и мыслителей, как А. Тюрго, А. Смит, А. Барнав, С. Десницкий и др., содержали разработку материалистической четырехстадийной концепции прогресса:
- охотническо-собирательская стадия;
- скотоводческая стадия;
- земледельческая;
- коммерческая стадия.
Эта концепция базируется на анализе технологических способов производства, географической среды, потребностей людей и прочих факторов.
К. Маркс и Ф. Энгельс систематизировали и как подвели итог всем учениям об общественном прогрессе, а также разработали теорию общественных формаций.
Общественная фармация, по К. Марксу – это ступень в развитии общества, которая была выделена на основании признака наличия или отсутствия антагонистических классов, эксплуатации и наличия частной собственности.
К. Маркс рассматривал три общественные фармации:
- первичная, или архаичная, то есть доэкономическая;
- вторичная, или экономическая;
- третичная, или коммунистическая, то есть постэкономическая.
Переход между всеми стадиями осуществляется как длительный качественный скачок – социальная революция.