Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Протагор, философ-софист

Общие представления о софистах

Софисты представляют собой группу древнегреческих философов середины V - первой половины IV вв. до н.э. Первоначально словом «софист» обозначали мудрого человека, авторитетного в широком спектре вопросов частной и общественной жизни. Однако позже софисты стали наниматься к богатым людям в качестве платных учителей философии и ораторскому искусству, без знания которых невозможно было активно участвовать в общественной жизни. Это навлекло на софистов нападки со стороны консервативных философов, что вылилось во всевозможные насмешки и общий упадок статуса софистов. Основные сочинения софистов до наших дней не дошли, взгляды софистов воссоздаются на основе их полемики с Платоном и Аристотелем.

К числу старших софистов относят:

  • Протагора;
  • Гиппия;
  • Антифона;
  • Горгия.

К младшему поколению софистов относятся:

  • Ликофрон;
  • Алкидамант;
  • Трасимах.

Жизнь Протагора

Протагор родился в городе Абдеры во Фракии около 486 года до н.э. Однако, как о многих представителях того времени, сведения о его жизни достаточно противоречивы и не отличаются полнотой. Существует предположение, что какое-то время Протагор работал как грузчик и занимался переносом тяжестей. На этой работе он встретился с Демокритом, который удивился, насколько у грузчика были рационально уложены дрова в вязанке. После разговора с ним, Демокрит предложил Протагору пойти к нему в ученики.

Замечание 1

Не все считают данный рассказ правдивым. Здесь присутствует явная анекдотичность случая. Кроме того, Мейнерс указывал, что Протагор был старше Демокрита. Некоторые авторы, в частности, И. Ягодинский, полагают, что именно Протагор значительно повлиял на философию Демокрита, а также самого Платона.

«Протагор, философ-софист» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Протагор стал основоположником софистического образа жизни. Так, он путешествовал со своими лекциями, нанимался преподавать за деньги в дома богатых горожан. Даже появилась легенда, что он является воспитанником персидских магов.

Несколько раз Протагор бывал в Афинах. Во время одного из визитов он познакомился с Периклом, который доверил ему составление устава для колонии Фурии в Южной Италии. Во время олигархического переворота в 411 году в Афинах Протагор был обвинен в атеизме на основании его сочинения «О богах», в котором он высказал сомнения относительно существования богов. Протагор был вынужден бежать на Сицилию, однако его корабль попал в шторм и потерпел кораблекрушение. Так закончилась жизнь одного из самых неординарных философов Древней Греции.

Философские взгляды Протагора

Ни одно из произведений Протагора до нас не дошло. По упоминаниям в разных источниках он написал несколько трактатов:

  • «Истина»;
  • «О сущем»;
  • «Великое слово»;
  • «Противоречия»;
  • «О богах».

Самая знаменитая фраза Протагора звучит как «человек есть мера всех вещей». Человек выступает как мера того, что существующие вещи существуют, а несуществующие - не существуют. Такой вывод Протагор делал на основе учения Гераклита о всеобщей текучести вещей. Все меняется постоянно, каждый момент, соответственно, нельзя сказать ничего определенного ни о каком из предметов, все существует постольку, поскольку конкретный человек может охватить в данный момент. На любое утверждение можно дать противоречащий аргумент. В этом заключался релятивизм Протагора. В своих учеников Протагор учил тому, как самый слабый аргумент превратить в сильнейший и наоборот.

Релятивизм и субъективизм были свойственны Протагору и в религиозных вопросах. Так, он писал:

«О богах я не могу знать ни того, что они существуют, ни того, что их нет, ни того, каковы они».

Вероятно, Протагор все же верил в богов, но отрицал научность познания, принимая только чувственность жизни и окружающего мира, считая, что в мире отсутствуют какие-либо объективные и субъективные стабильные элементы.

Платон приводит точку зрения Протагора на сотворение людей. Протагор, по его словам, рассказывал миф, согласно которому боги сделали людей и животных в глубине Земли из смеси огня и земли. Они приказали Прометею и Эпиметею распределить между людьми и животными способности, согласно их пользе. Однако Эмиметей уговорил Прометея доверить дело ему. Он отдал силу, ловкость, быстроту, способность летать, когти, толстую шкуру и другие полезные свойства животным, почти ничего не оставив людям. Прометей узнал об этом очень поздно, и решился украсть премудрое искусство Гефеста и Афины и вместе с огнем подарил его людям. Так люди смогли изобрести необходимые себе орудия и начать возделывать землю, чтобы добыть себе пропитание. Однако жить группами и создавать города люди долгое время не могли. Попытки объединиться заканчивались раньше, чем начинались, поскольку люди начинали обижать друг друга. Тогда Зевс дал людям стыд и справедливость.

Замечание 2

Таким образом, Протагор подчеркивает отличительность обладания разумом для человека, а также показывает искусственный характер стыда и справедливости, поскольку они сформировались уже как результат человеческого общежития.

Релятивизм взглядов Протагора проявлялся и в политической сфере. Он считал, что человек не знает, что есть истина, что является правдой, а что ложью. Однако ели определять, что нужно человеку, то критерием будет выступать полезность. В свою очередь полезность определяется естественным правом и законом. Однако государственные законы также текучи, как и все остальное. Однако пока закон есть, ему стоит повиноваться.

Спор Протагора и Эватла

Протагор за свои уроки брал очень большие деньги и не всегда их платили ему сразу. Так, один из его учеников по имени Эватл заключил с Протагором договоренность, на основе которой он был обязан заплатить за обучение праву после первого выигранного судебного дела. Однако после обучения Эватл в судебных делах не участвовал, а потому момент оплаты оттягивался. Протагор устал ждать и подал на своего ученика иск в суд. Его рассуждения сводились к следующему: это будет первое судебное дело его ученика, если он выиграет, то, по условиям старой договоренности, будет обязан выплатить учителю плату за обучение, если проиграет, то по решению суда все равно должен будет выплатить долг. Однако Эватл рассуждал с другой позиции: действительно, я либо выиграю судебный процесс, либо его проиграю. Если выиграю, по решению суда я буду освобожден от обязанности платить, если проиграю, то не выплачу долга согласно старому договору.

Замечание 3

Этот спор стал классическим проявлением софистских уловок и неточного содержания формулировок в договорах. Он является логическим парадоксом, на основе которого до сих пор обучают принципам юристов.

Дата последнего обновления статьи: 12.06.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot