Философский подход к историческому процессу
Исторический процесс многогранен – если исходить из его фактологического наполнения, то в нем есть войны и революции, политические интриги и заключения договоров, появление и исчезновение с карты мира стран и народов. Он вмещает в себя деятельность как конкретного человека и его семьи, так и целого народа, страны, региона и мира в целом. Исторические события разноплановы и неповторимы, но их объединяет то, что это деятельность людей.
Признавая в основе исторического процесса деятельность человека и людских групп, философы видели в качестве движущих причин развития общества мотивы поведения человека. Это приводило к отрицанию объективности исторического процесса и существования общих законов истории.
Однако уже Гегель показал, что за кажущейся хаотичностью человеческих поступков и действий, в историческом процессе прослеживается второй, более глубокий смысл. Это видно, оценивая результаты действий людей, когда они получаются совсем не такими, как планировалось изначально. Это не осознавалось самими акторами, но скрыто входило в их намерения. Они выстраиваются в некую логику истории, что, по мнению Гегеля, есть действие высшего разума в мире. Маркс также считал, что в человеческом обществе действуют общие исторические законы, придающие смысл историческому процессу, однако их основание усматривал в общественной жизни.
Смысл истории с точки зрения философии
В.С. Барулин отмечает, что проблеме смысла жизни в социально-философской литературе уделено было слишком мало внимания. Трудно сказать, в чем заключается причина: в длительном господстве формационного подхода в отечественной литературе или же сложности самого поднятого вопроса. Автор считает, что «смысл истории выявляется там и тогда, где и когда исторический процесс раскрывается по отношению к человеку». Он отмечает, что на протяжении тысячелетий виден прогресс в развитии человека. История выступает как естественноисторический процесс, разворачивающийся на основе объективных законов, что является объективной основой ее смысла.
Согласно В. Келле и М. Ковальзону не только люди делают историю, но и сама история делает людей. В самом ходе истории заложено развитие человека как субъекта. При этом стоит учитывать, что история не идет в том направлении, которое желает выстроить человека, более того, получаемый социальный результат может быть прямо противоположным изначальным целям. Исторические события словно приобретают свою жизнь и идут своим путем, помимо воли человека. Однако это придает историческому развитию полноту, наполненность и реальность смысла.
Смысл истории часто оценивался исходя из таких параметров, как:
- общественный прогресс;
- развитие экономических сил общества;
- расширение границ познанного мира;
- овладение силами природы и др.
Однако это только отдельные черты одного явления. На основе их совокупности в некоторые исторические эпохи человеческие субъекты приписывали себе или своему народу достижение высот развития и наполнение смыслом историческое существование. Но каждый новый этап готовится предшествующими поколениями, без эпохи первобытности не было бы рабовладельческого общества и расцвета античной демократии, без религиозных войн и эпохи реформации не было бы протестантизма, а значит, и капитализма в его современном виде.
Постепенное развитие человеческого общества и самого человека не является линейным процессом, ему присуща внутренняя противоречивость. Будет неверно утверждать, что на каждом новом этапе развития общества каждый член из массы населения развивается, а вся масса индивидов становится все более развитой и современной. Для человеческой истории характерно разделение людей на группы эксплуатируемых и эксплуататоров. Во все времена были те, кто занимались непосредственно производящим трудом, зачастую настолько беспросветным, что веками можно отмечать сохранение традиционного быта, одежды, воззрений в самом архаичном виде. Малая часть населения могла себе позволить наслаждаться всеми благами чужого труда, занимаясь собственным развитием, творчеством, созданием нового.
В этом заключается трагизм исторического процесса, его сложность и противоречивость. Однако история идет таким путем, что с каждой новой эпохой эта социальная несправедливость сокращается, хотя зачастую просто меняются формы эксплуатации. Впрочем, Герцен усматривал в этом не действие общественных законов, а проявление законов природы. Он писал: «Я … радуюсь, что псковский оброк дал возможность воспитать Пушкина. Природа безжалостна, … она и мать, и мачеха вместе».
Смысл истории и направленность исторического процесса
Если смысл истории состоит в постоянном движении вперед, развитии человеческого общества и совершенствовании человека, то, по сути, мы говорим об общественном прогрессе. Однако понятие общественного прогресса предполагает одновременно направленность этого процесса. Различные философы по-разному видели эту направленность. Так, с точки зрения Н. Бердяева, смысл истории заключается в достижении единства с божественной сущностью. Он писал, что история тогда обреете смысл, когда человека познает провиденциальный план творения Бога: «История лишь в том случае имеет смысл, если будет конец истории, если будет в конце воскресение, если встанут мертвецы с кладбища мировой истории и постигнут …, почему страдали в жизни и чего заслужили для вечности».
Р. Арон считал, что нельзя к истории подходить слишком упрощенно. Каждая новая эпоха ставит перед человечеством свои проблемы и вопросы, на которые надо найти ответы. Пытаясь найти смысл истории, не стоит пытаться предугадать будущее, потому что никто не знает и не может сказать, как же повернется исторический процесс. Каждый индивид со своими устремлениями вливается в общий поток настроений, они все вместе определяют течение истории, но результат такой, какой никто не хотел. В историческом течении событий нет строгой детерминированности и причинно-следственных связей, но в итоге, мы все равно приходим к человеку.