Проблема истины – это ключевая проблема философии.
Общие сведения о проблеме истины
Важно понимать, что трактовка понятия «истина» может существенно разниться в зависимости от ученых, которые занимались его истолкованием.
Многие современные, античные и средневековые философы пытались найти истину на различных исторических этапах. Среди них: Сократ, Фуко, Аристотель, Хайдеггер и многие другие. За долгое время мыслители прошли путь от превозношения истины как справедливости и красоты до ее органической подмены симуляцией с ключевой постправдой.
Большинство исследователей вскользь говорит о том, что человечество живет в эпоху постправды. Но даже в этом случае истина остается центральной концепцией. Истина становится центральной концепцией внутри естественного и теоретического знания.
Истина всегда становится центральным элементом мышления и коммуникации. Истина превалирует в дебатах, решениях внутри существования общества. Часто за разъяснением природы истины обращаются именно к философии, но она также, как и другие области знания находится в эпохе постправды.
Примерно до начала XX века размышления об истине в западных интеллектуальных и духовных традициях часто превозносили ее. Платон провозгласил истину как цель философии и цель человеческой жизни.
Следует отметить тот факт, что не все философские размышления относятся к истине, но она часто становится обязательным вопросом на протяжении нескольких тысяч лет. Теория истины могла быть переформулирована на протяжении веков. Ф. Аквинский говорил о том, что «истина есть согласие между объектом и интеллектом».
Эволюция подходов к определению категории «истина»
И. Кант, немецкий философ и один из центральных мыслителей эпохи Просвещения, определяет истину как соответствие познания и предмета. Кант считает также, что эмпирические факты создаются внутри человеческого сознания. Истина для Канта есть согласие познания с собственным внутренним миром, а не внешней реальностью.
Критерий логической связанность имеет отношение к истине. Например, если человек учитывает обе крайности противоречия, то у него будет присутствовать хотя бы одно ложное убеждение. Ошибку иногда можно исправить в ту или иную сторону, указывая на тот факт, что некоторая информация не совместима с тем, что говорилось ранее.
Для получения окончательной истины необходимо увидеть конкретное утверждение, которое вписывается в полную теорию или систему. Такая ситуация оказывается не всегда возможной, особенно если это касается эмпирической проверки существующих фактов и тенденций.
Уже к началу XX века многим философам казалось, что эти взгляды вносят больше неясности, чем было изначально. Внутри естественных наук и математики сформировался период относительно полезности получаемых результатов. Истина достигалась в том случае, если результат эмпирического эксперимента оказывается полезным для человечества в той или иной степени.
По кораблю истины был нанесен удар теорией американского прагматизма. Эта теория подвергается современной критике с точки зрения сущности истины и ее восприятия конкретными личностями.
Американский прагматизм – это философское воззрение, видящее наиболее яркое выражение человеческой сущности в действии и ставящее ценность или отсутствие ценности мышления в зависимость от того, является ли оно действием, служит ли оно действию, жизненной практике.
Для прагматиков вера или теория истины помогала решать проблемы и с пользой продолжать эмпирические исследования. В дальнейшем проблема сместилась от попыток обрести всеобъемлющую характеристику истины в четкий афоризм или систему наблюдений за концепциями, которые подвергаются логике или научному осмыслению. Смена понимания сути истины произошла на континентальной стороне великого дисциплинарного разрыва. К истине стали относиться как к общему понятию. В данном контексте значимым можно назвать исследование М. Хайдеггера. В нем существовало некоторое объективное недоверие к метафизике, которая реализовала процесс поиска базовых ответов на вопросы бытия. Хайдеггер полагал, что необходимо знать о том, что происходит в мире и человеке, чтобы соответствие мира и человека оказалось возможным.
Подход Хайдеггера заключается не только в том, чтобы отказаться от вопроса об истине, а в том, чтобы возвращаться к ее сущности или условиям, которые делают возможным соответствие высказываний реальности. Хайдеггер возвращается к истине, вскрывая суть подозрений прагматичности. Конечно, с точки зрения роли истины, например, в математике, такие понятия, как «поведение» и «несокрытость», не имеют никакого значения.
М. Фуко, выдающийся французский философ, теоретик культуры и историк, представлял истину несколько по-другому. Согласно его мнению, можно выделить несколько ключевых тенденций:
- в обществе имеется режим истины, общая политика реализации истины;
- в социальном пространстве есть типы дискурса, которые принимает знание, инстанции и механизмы.
При рассмотрении истины важно понимать, что в ней существуют провалы. Они формируются из – за того, что люди не могу посмотреть правде в глаза. Истина не является вечной и неизменной, но это не означает, что она уничтожается с внешней стороны.