Понятие агностицизма и скептицизма
Агностицизм – это учение, в соответствии с которым у человека нет возможности познать сущность вещей и получать о них достоверное знание.
В истории философии представителями классических выразителей идей агностицизма были Юм и Кант. Юм полагал, что человек взаимодействует только со своими собственными ощущениями, фактами субъективного опыта, поэтому у него нет возможности знать что-либо о внешнем мире: ни о достоверном существовании самого себя, но о том, каков он самом деле.
Кант признавал объективное существование вещей, но при этом сущность их считал непознаваемой, так как вещи сами по себе не даются ни в каком опыте. Он считал, что человек, посредством разума и рассудка может познавать только явления, то есть феномены. При этом то, как человек получает вещи и видит их, по мнению Канта, определяется не свойствами самих вещей, а особенностями формы познания. В определенной степени агностицизм характерен таким философским течениям - неокантианству, неопозитивизму, прагматизму, экзистенциализму и пр.
Скептицизм – это теория, которая высказывает сомнение в возможности человека постичь истину.
Скептицизм сформировался еще в античности, где его представителями были Пирон, Тимон, Энесилем и другие. Систематизировал данное учение Секст Эмпирик. Скептицизм базируется на разнообразных теоретических предпосылках. К ним относятся либо сомнение в надежности чувственного познания, либо преувеличение факта относительности человеческих знаний в целом.
Вопрос, который занимает человеческий разум долгие годы – возможно ли познать мир, какова степень его познаваемости. Этот вопрос не чисто схоластический. В самом деле, Вселенная бесконечна, а человек нет, и в рамках его ограниченного опыта невозможно познать нечто бесконечное. Этот вопрос неотрывно преследовал философскую мысль в самых разнообразных формах.
Предпринимая попытки сформулировать четкий ответ, наметилось три основные линии:
- реализм;
- скептицизм;
- агностицизм.
Рационализм, в традиционном понимании, - это трезвость ума, рассудительность, то есть человеческая способность в обыденной жизни и познавательной практике трезво рассуждать, не поддаваясь, насколько это возможно, власти чувств, эмоций, размышлять, взвешивая все «за» и «против», стремясь обосновывать свои утверждения и поступки.
Под рационализмом в философии понимают также особое направление в теории познания, противопоставляемое эмпиризму. При этом чувственное, то есть эмпирическое познание – восприятие, ощущения, представления – либо отрицаются, либо рассматриваются в качестве несовершенных, не дающих истинного знания. Только разум и интеллект, по мнению рационалистов, могут давать достоверные знания, которые будут всеобщими, необходимыми, а не вероятными, то есть случайными. Чтобы обосновать свою точку зрения, рационалисты, например, Декарт и Лейбниц, выдвигали учение о наличии так называемых врожденных идей, или учение об априорных существующих в человеческом мышлении идеях в формате знания, еще до всякого опыта – Кант.
Диалектическим материализмом полностью отвергается односторонность рационализма. Познание – это неразрывное единство рационального, то есть разумного и чувственного компонентов.
Особенности агностицизма
Отечественные философы, при обращении к проблеме познаваемости мира, часто пользовались термином «агностицизм». Данный термин ввел в оборот английский естествоиспытатель Т. Гексли в 1869 году.
Этим термином Гексли обозначил философское учение, которое утверждало, что человеческая душа не может познать сверхчувственное, а также объективный мир и его закономерности, достичь истины, а значит, не может познать Бога, то есть существование тех «сущностей», которые не даются человеку в опыте – Бог, объективная реальность, бессмертие души.
В ХХ веке представления об агностицизме несколько изменилось под воздействием критики, преимущественно со стороны социалистов и коммунистов, которые пропагандировали диалектическую познаваемость мира. На сегодняшний день понятие агностицизм рассматривают в качестве философского учения, отрицающего возможность познать объективный мир и достичь истину.
Главный признак агностицизма – отрицание возможностей познания самой сущности действительности, которая скрывается под видимостью. Необходимо отметить, что агностицизмом была выявлена важнейшая гносеологическая проблема – что может знать человек? Этот вопрос актуален и сегодня. Это связано с тем, что на самом деле человеческое знание, как и любой процесс, развивающийся с течением времени, на каждой стадии своего развития имеет ограниченный, относительный характер. Агностицизмом эта относительность абсолютизируется, с утверждением, что человеческое познание в принципе не может проникать в сущность явлений. Все знания сводятся к:
- привычке, приспособлению и специфической организации психической деятельности, либо к собственным ощущениям, как считал Юм;
- конструктивной работе разума, по мнению Канта;
- утилитарной пользе в прагматизме;
- проявлению специфической энергии органов чувств – Мюллер;
- правдоподобию, а не объективной истинности содержания – Поппер.
Общей идеей выступало знание, которое не отображало сущности действительности, а только обслуживало утилитарные человеческие нужды.
Скептицизм оправдывается некоторым исходным моментом исследования, который помогает ученому непредвзято подходить к изучаемым явлениям, отбрасывая устаревшие предрассудки и догмы. Однако, как общеметодологический принцип, являющийся основанием теории познания, скептицизм рассматривать нельзя, так как он приводит к отрицанию объективной истины, то есть познания вещей такими, какие они существуют в реальности вне человеческого сознания. В обыденном понимании, под скептицизмом понимается настроение, психологическое состояние, сомнение в чем-то, которое заставляет воздерживаться от высказывания категорических суждений.