Значение философии как науки
Слово «философия» в переводе с греческого языка обозначает любовь к мудрости. Философия – одна из древнейших наук, которая зародилась еще во времена Древней Греции, впервые этот термин встречается в рассуждениях Пифагора. Философия с самого начала своего появления пыталась найти ответ на ряд вопрос, которые принято называть вечными:
- что такое человек?
- в чем смысл человеческой жизни?
- что представляет собой окружающий мир?
- каково место человека в этом мире?
- кто управляет миром?
- что есть добро и зло?
- есть ли истина?
Эти и многие другие вопросы ставят перед собой не философы, они идут из самой природы человека и общества, они волновали людей на протяжении всех веков, и вероятно, будут волновать и впредь.
От обычного размышления философию отличает то, что она представляет собой систему знаний, которая опирается на многовековые традиции, логичность, постоянное возвращение к уже найденным «ответам» и новый их пересмотр. Необходимость заниматься философией лежит в самой природе человека, диктуется его потребностью в поиске новых духовных ориентиров и складывании собственного мировоззрения.
Философия, пройдя сквозь века, выработала свой способ аргументации своих теорий. Философия и выработанные ею принципы познания легли в основу метода других наук, и теперь без философской основы невозможно занятие любой наукой и познание ее методологии. Прежде всего, из философии выделились математика, физика, медицина. Образно говоря, философия представляет собой ствол и корни дерева, в то время как другие науки – его ветви и листья.
В каждой эпохе складывается свой особый философский подход, который отражает степень развития общества, исторические и экономические условия существования человечества, уровень развития науки. Гегель писал: «Философия есть эпоха, схваченная в мысли». Таким образом, философия предстает как форма освоения действительности.
Специфика философского знания
Философия стремится охватить мир во всей его целостности, это не столько знание о мире, сколько формулирование взаимоотношений человека и мира, человека и общества.
Однако философия отличается от других наук. Философ Х. Ортега-и-Гассет вывел следующие отличия:
- философия стремится охватить как можно больше сфер, предмет ее не ограничен, в отличие от других наук, которые имеют конкретный объект исследования, в этом воплощается стремление философии к целостности;
- философию интересуют только глобальные проблемы, она ориентирована на обобщение;
- в философии невозможно прийти к одному выводу, потому позиции разных философов могут диаметрально различаться, не существует единственного правильного мнения;
- философия строит свою систему доказательств на логике и фактах, в ней невозможно провести эксперимент или опыт;
- философия ценна сама по себе, а не как наука, которой стоит заниматься ради ее полезности и практичности;
- объектом философии становятся нематериальные вещи, такие как благо, истина, бытие, ценности и т.д.;
- философия не является точной наукой, она в этом схожа с религией, поскольку представляет собой систему мировоззрения, однако она обращена к разуму человека;
- философия, прежде всего, стремится понять причину, суть вещей и событий.
Таким образом, философия имеет критически рефлексивный способ мышления, ее отличает рациональный и отчасти национальный взгляд на природу вещей. Нельзя разделять науку и философию, поскольку философия впитывает в себя достижения науки и включает научное знание в сферу своей теории, в том числе сама оказывая на науку воздействие. Однако философия занимается не только разработкой научной картины мира, но и развитием этических, эстетических параметров, а также изучает систему общих универсальных категорий.
Сущность философии с позиции философов
Приведенные выше трактовки предназначения философии носят характер академических, утвердившихся мнений в науке. Сами философы по-разному относились к тем или иным высказываниям относительно задач и сущности философии. Многие исследователи подчеркивали мировоззренческую функцию философии, которую выводили на передний план многие советские философы. По их мнению, философия дает мировоззренческий базис для познания вообще. С точки зрения Г.И. Челпанова, именно философский интерес движет науку вперед, ведет мысль к ее вершинам.
Философ имеет своей задачей не просто выработку определенной мировоззренческой системы, но и анализ существующего положения вещей, в том числе, критику общества и мира. Философы современности активно включатся в анализ массовых явлений современной культуры, массовом сознании, выступают против упрощенных схем реальности. Философ не просто наблюдает за жизнью, он изучает продукты человеческого творчества, тексты, мнения, бытующие мифы и т.д., а затем создает свой «аппарат примечаний» к ним.
Б. Рассел писал, чтобы понять другого человека или, тем более, целую нацию, необходимо понять их философию, а значит, познающий должен быть в какой-то степени сам философом. Коме того, утверждает Рассел, философия представляет третью сторону в соотношении наука-религия. Наука дает человеку то, что он может понять, задает границы познаваемого мира, однако по сравнению с тем, что пока непонятно и неизвестно человеку, это всего лишь крупица. Религия, напротив, обращается к тому, что в принципе бездоказательно. «Нехорошо и то, и другие: забывать задаваемые философией вопросы и убеждать себя, что мы нашли бесспорные ответы на них». Философия же заполняет образовавшуюся лакуну. Ее можно сравнить со стрелкой компаса – она не ведет к спасению, а показывает направление поиска.
Однако европейская и восточная философия сильно отличаются по своему характеру. Если для Европы философия в конце концов вылилась в отвлеченное занятие мыслью, то на востоке исторически система философии была не просто мировоззрением, но и образом действий, образцом поведения. В таком ключе, европейские философы лишь хорошие ораторы, но никак ни настоящие философы. Писатель В. Пелевин подметил следующую черту: философский дискурс показался ему верхом нелепости, в котором сталкиваются аргументы и контраргументы, словно решение важнейших философских вопросов о природе человека можно провести путем судебного разбирательства, где смыслы рассматриваются как что-то объективное. Мы существует «изнутри себя», в то время как философы пытаются пояснить «взгляд изнутри» через «снаружи», манипулируя абстрактными символами.
Таким образом, вопрос о сущности и предназначении философии остается до сих пор открытым. Вероятно, этот спор будет продолжаться столько же, сколько будет существовать сама философия, а значит, и само человечество.