Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Политическая философия Августина Аврелия: град земной и град небесный

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Все предметы / Политология / Политическая философия / Политическая философия Августина Аврелия: град земной и град небесный
Содержание статьи

Аврелий Августин ($354-430$) является одной из ключевых фигур в западной средневековой мысли. Его философский проект оказал влияние на формирование догматики, онтологии, гносеологии и этики христианства.

Свои политико-правовые воззрения Аврелий Августин выразил в работах «О граде Божием» и «О свободной воле» и ряде других.

Замечание 1

Политическая философия средневекового мыслителя тесно связана с широким спектром вопросов, связанных с христианской сотериологией (учением о спасении) и этикой, философией истории.

Положения политической философии Августина Аврелия

Августином Аврелием государственное и общественное устройство оценивается как необходимое следствие грехопадения человечества. Поэтому в оценках государства и политической власти присутствуют негативные аспекты. В результате грехопадения произошло повреждение человеческой природы, это привело к необходимости появления «строгой» власти Бога и земного правителя, являющегося прообразам божественной власти.

Августин критикует сложившиеся политико-правовые отношения из-за того, что в них господствует властвование человека над человеком, взаимное притеснение свободы людьми. Он негативно оценивает деление общества на господ и рабов. Но при этом, Августин характеризует такое положение вещей «естественным состоянием» греховной природы человека.

Рабство, в этом смысле, попадает в разряд естественного с точки зрения господствовавших в то время принципов человеческого общежития, хотя оно и противоречит божественным установлениям о человеке.

Критика государства и сложившихся общественных отношений Августином Аврелием производится с религиозных, идеальных позиций. По его мнению, они существуют только момента Второго Пришествия Христа и Страшного Суда, события которых должны открыть новую страницу как в истории человечества, так и в понимании государственности, которая должна предстать как своего рода «братство святых», лишенное греха, зла и зависти.

До Второго Пришествия, с точки зрения Августина, Церковь должна взять под опеку «земное» государство. Она должна заботиться о воспитании уважения в народе к закону и порядку, а также к морально-нравственным императивам. В этом смысле духовная власть в некотором роде оказывается доминирующей по отношению к светской.

Готовые работы на аналогичную тему

В своей политической философии Августин переосмысливает многие воззрения античных мыслителей. Наибольший интерес для него представляет философия стоицизма. Так осмысливая определение государства Цицероном как общности людей, основывающейся на справедливости и следовании нормам закона, Августин Аврелий считает его также характеризующим и церковь. Как и стоики, Августин выделяет ряд общностей, которые лежат в основе понимания государственности. Это семья, общность языка и государства, общность человека и Бога.

Замечание 2

Ключевым моментов в политической философии Августина является утверждение им вечности и естественности законов, следование которым носит императивный характер.

Град земной и град Небесный

Аврелий Августин стоит на позициях разделения человечества на две категории согласно с двумя типами любви. Эти два типа мыслитель называет градом Божиим (Небесным) и градом земным. Первый отличается любовью к Богу и служением Ему, второй же – любовью к себе, что выражается в пренебрежении Богом и Его установлениями. В этом утверждении проявляется христианское понимание смысла человеческой жизни. Смысл человеческой жизни не в том, что он является существом общественным, но в том, что он есть в первую очередь существо религиозное, предназначенное к служению Богу.

Град Небесный уподобляется Церкви, а град земной – конкретному государству, Римской империи. Но это только лишь символическое уподобление, не предполагающее прямой тождественности. Августин не утверждает видимого антагонизма двух градов, в этих целях он отказывается от четкой их институализации. Борьба их всецело принадлежит духовной сфере жизни человечества. В рамках обыденности члены обеих градов пребывают в одном мире, но смысл и жизненные задачи их различны.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

марина николаевна калугина

Эксперт по предмету «Политология»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис