Предмет и объект философии
Философия – это особая форма познания мира, в которой выработана система знаний о наиболее общих характеристиках, предельно-обобщающих понятиях и фундаментальных принципах бытия.
Философия – это любовь к мудрости. Наиболее оформленный вид она приобрела в Древней Греции. Философия стремилась впитать все знания, так как отдельные науки не могли представить целостную картину мира. Вопрос о том, что же такое мир – основной философский вопрос. Его решение предполагает основные подходы к осмыслению и других вопросов философии, в связи с чем философия разделилась на 2 основных направления:
- философский материализм Демокрита,
- философский идеализм Платона.
Философия стремилась не только к пониманию мира вне человека, но и самого человека. Философия стремится максимально обобщить результат познания. Она занимается изучением не мира в целом, а мира как целого.
Определение предмета философии в качестве исторически первого типа теоретического и рационального познания мира в его целостности и включенного в его структуры человека – задача сложная и неоднозначная. Это связано с:
- отсутствием единой трактовки сущности и предназначения философии в истории культуры;
- в начале своего развития философией были охвачены практически все теоретические знания, касающиеся мира, что значительно расширяло ее предмет;
- многообразными философскими школами и направлениями, которые по-разному воспринимают предмет философии, в связи с чем ей трудно дать такое определение, которое бы было воспринято всеми мыслителями;
- эволюцией предмета философии в историко-философском процессе, которая отражает классические и постклассические ориентации самой философии.
При этом, масса разнообразных мнений насчет предмета философии, а часто и принципиальное расхождение этих взглядов, не отменяет взаимодействие между разными подходами, так как любая постановка конкретной философской проблемы касается в определенной степени фундаментальные смыслы человеческого бытия, его присутствия в мире.
Иными словами, философия как наука идет от человека к миру, а не наоборот, и этим ее предметная направленность связана с выяснением целой серии отношений человека и мира – природой, обществом, культурой. Безусловно, из всего спектра отношений философия, в первую очередь, заинтересована наиболее общезначимыми и существенными характеристиками этих отношений и особенно принципов и основ бытия человека в мире. Именно эта специфика философии дает возможность представить ее в историко-философском процессе как целостное теоретическое знание, которое сохраняет на всех этапах своей эволюции общие темы исследования и разнообразные способы их осмысления. В связи с этим предмет философии в наиболее общем смысле можно обозначить в качестве целостного познания предельных оснований бытия природы, человека, общества и культуры.
Особенности предмета философии
Предметом философии выступают наиболее обобщенные законы развития и формы бытия природной, социальной и духовной реальности, а также особенности их воспроизведения в человеческом сознании и их роль в выборе жизненной позиции.
Предмет, в общем смысле, это круг вопросов, изучением которых занимается философия. Общая структура предмета философии и философского знания представлена четырьмя основными разделами:
- онтологией – учением о бытии, что в мире не возникает, не уничтожается, не существует вечно и неизменно, образуя основу и источник любого конкретного бытия. Также в данном разделе объяснено, что такое бытие вообще, как есть виды и способы, и как они взаимосвязаны;
- гносеологией – учением о познании, знании, источниках, способах, сущности, границах, видах и методах познания, а также о субъекте и объекте знания, его содержании и развитии, а также учение об истине;
- антропологией – смысл жизни человека на Земле;
- социальной философией – опросы социальной жизни людей, логика развития общества, учение о сущности, строении целого общества, о наиболее общих законах его развития и существования, о человеке в качестве социального существа.
Функции и структура философского знания
Функции философии:
- мировоззренческая – способствует формированию целостной картины мира. Мировоззрение в качестве представления о целом обладает собственной структурой: онтология, гносеология, философское учение о ценностях называют аксиологией;
- методологическая функция – способствует формулированию правил познания для всех частных наук. Методология представляет систему исходных принципов, обобщенных способов организовать и выстроить теоретическую деятельность, а также учение, касающееся этой системы;
- эвристическая функция, то есть поисковая, помогает создать новые области теоретического исследования;
- социальная критика – осуществляет критику существующего в нынешнем обществе порядка вещей;
- футурологическая функция – дает ответ на вопрос о том, каким должно быть будущее людей;
- идеология – создает представление о желательном политическом и общественном устройстве;
- воспитательная и образовательная функция принимает участие в формировании личности.
Дополнительно выделяют критическую функцию, представляющую рефлексию основания культуры и праксеологическую функцию, которая дает глубинное базовое обоснование практики.
Философское знание определенным образом структурировано. Обычно выделяют следующие его разделы:
- онтологию – философию бытия;
- гносеология – теорию познания;
- логику – как познание принципов мышления;
- аксиологию – учение о ценностях;
- эстетику – изучение прекрасного;
- антропологию – исследование проблем природы и человеческой сущности;
- праксеологию – социальную философию.
Все обозначенные выше разделы философского знания, имея определенную автономность, тесно взаимосвязаны и ими представлена современная философская картина мира, а также философия представлена в качестве сложноорганизованного феномена духовной культуры.