Типы правопонимания
Типы правопонимания осмысливают и формируют парадигму, модель, которая идентична философскому познанию права и государства, формирует теоретико-правовую основу, предмет и метод, который будет соответствовать теории философии права.
Определенная классификация или типология имеющихся способов истолкования права проводится по различным критериям. Исходя из имеющегося уже определения предмета философии права, важно рассмотреть основные типы правопонимания:
- Легистский
- Естественноправовой или юснатуралистский
Легистский тип правопонимания
Легистский тип своеобразно отождествляет право, которое представлено как определенная объективная сущность, независимая от воли и произвола государственной власти, и отождествляет закон, который представляется принудительно-обязательным установлением власти.
Право легизм характеризует как произвольный продукт государства, как приказ, как принудительное установление, правило, акт, норму.
Легизм и «юридический позитивизм» отличается своей пренебрежительностью к правам человека и гражданина, выступая с апологией власти, производя гипертрофированность ее нормотворческой деятельности. Таким образом, легизм обосновывает нормативный авторитаризм.
Устремления и пафос легизма - желание подчинить все властным и приказным нормам. Господствующим взглядом легистского типа правопонимания является взгляд на гражданина как на подчиненного объекта власти, он не является свободным.
В философии нового времени этот подход обосновывал Т. Гоббс, который являлся апологетом абсолютистского государства – Левиафана. Гоббс писал, что
«правовая сила закона состоит только в том, что он является приказанием суверена».
Закон, в данном случае, понимался как все позитивное право. Это правопонимание в будущем было взято за основу юридического позитивизма, который по сути являлся легистским.
Основные идеи юридического позитивизма.
- Представление права как творения власти
- Властная принудительность
- Формально-логические и юридико-догматические методы изучения права
- Отмежевание права от метафизики, природы, ценностей.
Кредо этого типа правопонимания является государство, которое порождает власть своим приказом. Произвол и право, таким образом, лишаются объективного смысла.
Естественный, юснатуралистский тип правопонимания
Естественное право – это право по природе, которое является неизменным, подлинным, разумным, философским. Это идея права, это право в его собственном смысле слова, правильное право.
В противоположность такому типу позитивное право считается искусственным, неестественным, волевым, не изменчивым, условным, не подлинным. Юснатуралисстское право, в философском, этическом, социальном смысле, является единственно подлинным, разумным, нравственным и справедливым, коренящимся в объективной природе человека или Бога, в природе «вещей».
Естественное право трактует
- природное равенство,
- свободу,
- достоинство,
- неотчуждаемые права и т.д.
Легитимистский тип представители юснатурализма рассматривают в качестве отклонения, искажения, отрицании естественного права. С точки зрения философско-правового подхода, различие легитимистского и юснатуралистского взглядов говорит о том, что непрерывно ведутся поиски, хотя не в полнее теоретически осознанные, объективности права.
Юснатурализм не имеет своего понятия правового закона, позитивного права, который воплощает сущность права. В теоретическом смысле, различие и противопоставление легитимистского и юснатуралисткого типов является весьма условным, неразвитым.