Философ Филон Александрийский
Филон Александрийский, его ещё называли Филоном Иудейским (около $25$ до нашей эры, Александрия — около $50$ нашей эры). Филон Александрийский является представителем еврейского эллинизма. Центр еврейского эллинизма находился в Александрии. Он также считался богословом, апологетом иудейства и религиозным мыслителем, который оказал огромное влияние на будущее богословие своим экзегетическим методом и своими учениями о Логосе.
Догмы Филона
Филон считал, что догмы иудейской религии могут быть переплетены с догмами греческой философии (Платон, стоицизм, Пифагор), специально занимался разработкой учения о логосе, который он понимает то в виде высших идей, то в виде верховного архангела, наместника Божьего.
Истинность платоновской и стоической философии характеризуется, по мнению Филона, уже в Торе. Иудейские законы - это законы природы, которые должны быть значимы всеми людьми. Человека он почитал за интеллектуальное существо, которое связано с таким телом, которое разрывается между отвращением и алчностью. Задача человека состоит в следовании логосу и уподобление Богу через призму экстаза.
Средний платонизм
Как философ-мыслитель, Филон относил себя к стороннику эклектического среднего платонизма, который сильно окрашен стоицизмом. Данное течение процветало в родном городе мыслителя. Подобно другим его современникам эклектикам, он видел в данном учении общую сущность всей греческой философии и, вместе с тем, подобно другим эллинистам-иудеям, признаёт источником греческой мудрости священное откровение Ветхого Завета, из которого, по его мнению, черпали особые мысли древние философы.
Мысли Филона
В боговдохновенных книгах Моисея, по Филону, в каждой буковке не только подлинника, но и того греческого перевода, которым пользуется Филон, заключаются в иносказательной форме учения Платона, Пифагора, Зенона и Клеанфа. Поэтому наиболее значительные глубинные сочинения Филона представляют собой комментарий на свои книги, главным образом на книги Бытия, которые дают истолкование их в смысле известной греческой философии той эпохи. Сверхчувственная истина, которая находится в приспособлении к человеческой немощи, облекается в иносказательную форму. Всё Писание является аллегорией, и задача толкователя — в том, чтобы передать «духовный» смысл, скрытый в данной аллегории.
Таким образом, Филон определяется посредником между философией и откровением — и в этом его существенный вклад и в философию и в культуру. Его вера в универсальную разумность слова Божия, которая выражается и в его экзегетике, и в его учениях о Логосе, вывела его в ранг учителя и предшественником будущих апологетов и богословов, особенно представителей александрийской школы.
Космология Филона Александрийского
В космологии Филон Александрийский рассматривает популярную тенденцию стоиков, в психологии его интересуют платонизирующие стоики. Он растолковывает библейское сказание о грехопадении в платоническом смысле. Это значит, души обретают существование благодаря Богу, когда происходит отречение от всего конечного, или самоотречение.
Высшая цель представляет собой некое мистическое, непосредственное соединение с Богом в блаженстве экстаза. Таким образом, Филон Александрийский внёс огромный вклад в развитие философии, которая опирается на божественное начало. Данное начало включает в себя и космологию стоиков, и психологические концепции учения платонизма. И в этом прослеживается то мистическое и нереальное, что хранит в себе любая строчка божественного писания.
Главное, что Филон Александрийский смог передать тот живой дух и живой душевный настрой, благодаря которому книги такого формата легче читаются и оставляют в сердце и душе любого читателя определённые психологические нотки понимания бытия.